Ткачева Юлия
Консультация для родителей «Особенности психического развития детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ
Дошкольное детство – совершенно особенный период
«Это период первоначального фактического склада личности,
период развития личностных «механизмов» поведения.
Публикация «Консультация для родителей „Особенности психического развития детей 3–4 лет“» размещена в разделах
В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта – единство личности.
Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен».
(Леонтьев А. Н. 1959).
КАЧЕСТВЕННО НОВЫЕ ЧЕРТЫ:
Формирование личности ребёнка
Формирование деятельности ребёнка
ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ИГРА
Начинают формироваться игры с правилами.
Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом.
Ребёнок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями.
Ребенок охотно играет с детьми и со взрослыми, у него есть любимые игры и игрушки.
В игре, продуктивных видах деятельности происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.
ВОСПИЯТИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ
Ребенок воспринимает предмет без попытки его
обследования.
Восприятие отражает окружающую действительность.
Ребенок усваивает сенсорные эталоны формы,
величины, цвета и др. предметов.
Преобладает воссоздающее воображение.
Большое значение в развитии воображения играет опыт и знание ребенка, его кругозор.
Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.
ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ
Память не произвольная, характеризуется образностью.
Преобладает узнавание, а не запоминание.
Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено.
Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.
Ребенок способен запомнить 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз, или 2-3 картинки.
Умеет запоминать и повторять движения, которые взрослый показал 1-2 раза.
Внимание ребенок способен удерживать в течение 5 минут, затем переключается с одной деятельности на другую.
МЫШЛЕНИЕ
Преобладающая форма мышления – наглядно-образное.
Ребенок способен не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величины, но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель).
Ребенок умеет находить лишний предмет и объяснять свой выбор.
Умеет складывать разрезную картинку из 2- 4 частей.
Находит несоответствия на рисунках и объясняет их.
ЭМОЦИИ
Резкие перепады настроения.
Эмоциональное состояние зависит от физического
комфорта.
Оказывают влияние взаимоотношения со
сверстниками и взрослыми.
Эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.
ПОВЕДЕНИЕ И ОБЩЕНИЕ
Поведение ребенка еще ситуативно.
Начинает развиваться самооценка, с ориентацией на оценку родителей и других взрослых.
Продолжает развиваться половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками.
Могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения.
Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек.
ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЯ
1. Развитие потребности в активной двигательной деятельности, своевременное освоение основными видами движений, освоение элементарных навыков личной гигиены.
2. Обеспечение познавательного развития детей, обогащение представлений об окружающих предметах и явлениях, развитие любознательности.
3. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.
4. Обогащение опыта самопознания дошкольников.
КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ
Признаки кризиса.
Негативизм. Упрямство. Строптивость. Своеволие.
Протест – бунт. Симптом обесценивания. Деспотизм.
КАК ПОДДЕРЖАТЬ РЕБЕНКА?
Позвольте малышу быть самостоятельным.
Расширьте права и обязанности ребенка.
Придерживайтесь одной линии воспитания в семье.
Проявляйте твердость и постоянство в требованиях к ребенку.
Используйте игру и приёмы отвлечения для сглаживания кризисных вспышек.
Любите ребенка.
Следите за своим поведением и словами в присутствии ребенка.
Как предотвратить приступы истерики у детей
• Научитесь предупреждать вспышки.
• Переключайте детей на действия.
• Скажите ребенку правду относительно последствий.
Если истерика все же началась:
• прежде всего, не раздражаться, взять себя в руки;
• не стоит в момент истерики пускаться в длинные объяснения, пытаться достучаться до сознания и совести малыша;
• постарайтесь отвлечь малыша;
• твердо и простыми словами объясните ребенку, почему вы не будете выполнять его требование;
• постарайтесь не реагировать на советы посторонних;
• не поддавайтесь на провокации.
• научите ребенка извиняться за свои поступки, и в следующий раз ему будет легче управлять собой.
• выработайте всем семейством единую линию запретов и поощрений.
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ