Приложение МААМ

Консультация для родителей «Особенности развития детей с РАС и СДВГ»

Ольга Разина
Консультация для родителей «Особенности развития детей с РАС и СДВГ»
▼ Скачать + Заказать документы

К основным расстройствам развития ребёнка относятся :

• РАС (расстройства аутистического спектра,

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

РАС (аутизм)

Социально-коммуникативное расстройство, в основе которого лежит нарушение созревания от одного до нескольких навыков, необходимых для жизнедеятельности человека, социальной мотивации и социальной включённости.

Публикация «Консультация для родителей „Особенности развития детей с РАС и СДВГ“» размещена в разделах

По статистике аутизмом в мире страдает более 10 млн человек. Несколько десятков лет назад на 10.000 жителей приходился 1 ребёнок с РАС. Каждый год их становится на 11-17 % больше. Сегодня аутизмом страдает каждый 50-й житель планеты. Представленная таблица отображает статистику аутизма в мире. Она позволяет увидеть, насколько сильно возросло количество страдающих этим расстройством людей с 1995 по 2017 год.

По прогнозам учёных в 2020 году этим расстройством будет страдать каждый 30 житель планеты. А ещё через 5 лет - каждый второй.

Год Количество аутистов по всему миру

1995 1 из 5000

2000 1 из 2000

2005 1 их 300

2008 1 из 150

2010 1 из 110

2012 1 из 88

2014 1 из 68

2017 1 из 50

Статистика по РФ.

По данным Минздрава РФ распространенность РАС в России составляет около 1% детской популяции. Точные статистические данные предоставить невозможно, так как по мнению экспертов число детей с аутизмом занижено примерно в 10 раз.

Москва

• 21.597 – фактическое количество детей с РАС

• 2.587 – статистическое количество детей с РАС на основе данных официально поставленных диагнозов.

Особенности

• Начинается в детстве

• Имеет биологическую причину

• Имеет или стабильное, или положительное течение

Основные навыки ребёнка в норме

• Коммуникативные (говорить, читать, писать).

• Бытовые (индивидуальный быт, домашний быт, социальный быт: общество, календарь, время, деньги).

Социальные навыки общения: проявление эмпатии, умение просить, умение дружить, игровая деятельность, умение следовать правилам.

Моторные навыки: бегать, прыгать, приседать, мелкая моторика, координация.

Ступени развития навыков

1. езда на велосипеде 1. коммуникации

2. содружественные движения 2. мотивация

3. равновесие, схема тела 3. сенсорная интеграция

4. простые моторные навыки: сидеть, стоять, ползать 4. зрение, слух, обоняние, схема тела, вкус

5. умение подражать, сопереживать, внимание, самоконтроль, логическое мышление

6. экспрессивная и импрессивная речь

Причины нарушений развития :

• Беременность

• Осложнение при родах

• Генетика

• Загрязнение окружающей среды

• Питание

• Стрессы

• Вирусные заболевания

• Митохондриальная недостаточность

• Сахарный диабет во время беременности

• Гипертоническая болезнь

• Препараты

Общие клинические проявления:

• Нарушение речевой функции (нет речи, не отзывается на имя, частично понимает инструкции, эхолалия, речевые штампы).

• Нарушение сна (с трудом засыпает, частые ночные пробуждения).

• Коммуникативные нарушения (нет зрительного контакта, нарушает границы людей, нет ролевых игр, отсутствие мимики и жестов, невозможность получения опыта из социальных контактов, снижение интереса и внимания к окружающему миру, отсутствие многозадачности).

• Нарушение пищевого поведения (пристрастие к одному или двум продуктам, не любит пробовать ничего нового, трудности с жеванием, берут в рот несъедобные предметы).

• Стереотипии и аутостимуляции (бег по кругу, раскачивание, кружение, поза вниз головой, биение головой о стену, движение пальцев рук перед лицом, игра пальцами, ритуалы).

• Кожные проявления в виде аллергических заболеваний.

• Запоры.

Как проявляет себя ребёнок?

Отрешённый

• Его взгляд невозможно поймать, поведение полевое, бесцельно мотается по квартире.

• Он ничего не боится, ловок, грациозен.

• Для общения не использует речь, жесты, мимику.

• С удовольствием позволяет взрослым себя тормошить, щекотать, подбрасывать.

• Агрессивен, когда что-то делается не так, как он хочет.

• Находится максимально в себе, на лице может быть отрешённая улыбка.

Отвергающий

• Ребёнок активен, менее раним, требователен, с раннего детства приучает родителей к своему образу жизни.

• Активно вступает в контакт с миром, через аутостимуляции, стереотипии, агрессивное поведение.

• Лицо чаще напряжено, скован в движениях, неуклюж.

• Отсутствие речи, речевые штампы, эхолалии.

• С трудом формируются бытовые навыки (пользоваться туалетом, умываться, одеваться, самостоятельно есть).

• На всё новое негативен.

Сверхзахваченный собственными идеями

• Может быть вербально агрессивен.

• Мышление нарушено и искажено, не чувствует подтекста ситуации, социально наивен и неуверен.

• У ребёнка есть речь, но выявляются трудности в общении, он конфликтен, обидчив, не может учесть интересы другого.

• Аутостимуляция для такого ребёнка – это лёгкость совершать мыслительные операции, от которых он получает удовольствие, а также неприятные и пугающие впечатления, которыми он взбадривает себя.

• Поглощён своими интересами, речь в виде монолога, это очень «речевые» дети, большой словарный запас, который усваивается из книг, фильмов. Часто общаются цитатами. Детская речь производит неестественное взрослое впечатление.

Застенчивый

• Основная проблема – недостаточно возможностей в организации взаимодействия с другими людьми.

• Ребёнок застенчивый, обидчивый, невнимательный.

• Тормозимость в контактах, неразвитость самих форм общения.

• Речь эмоционально и интонационно обеднена, скудная мимика.

• Внешне такие дети хрупки, легко утомляются, лицо выражает напряжение и тревогу.

• Для них характерна вялость, которая может сменяться перевозбуждением.

Такие дети:

• Не распознают эмоции, намерения и чувства других людей, педантичны, не гибки, сложно меняют обстановку.

• Все свои отношения с миром такой ребёнок строит через взрослого.

• В напряжённых ситуациях могут появиться моторные стереотипии, суетливость, уменьшение способности концентрировать внимание.

• Ребёнок постоянно зависит от поддержки и внимания взрослого.

• Наблюдается у неврологов с диагнозом ЗПРР, чаще этот вид аутизма пропускается.

• Коррекционная работа на ВПФ не приносит результата, так как важны специальные занятия для коррекции РАС.

1. Каждый родитель, имеющий ребёнка с аутизмом хочет, чтобы тот развивался нормально, был принят обществом, смог получить образование, профессию, семью.

2. В настоящее время в нашем обществе проблема аутизма депривирована, родители встречаются с ней «один на один», у них недостаточно знаний, малая социальная поддержка.

Что делать родителям?

• При подозрении на задержку развития у ребёнка обратиться к неврологу в специализированный центр, занимающийся нарушениями в развитии (чем раньше, тем лучше – с 8 месяцев, максимум до 5-7 лет, коррекция и лечение до 2-х лет по протяжённости). У мальчиков аутизм чаще, чем у девочек, если у девочек – то тяжелее лечение.

Пройти диагностические методы обследования: клинический осмотр ребёнка с подробным сбором анамнеза, тестирование на РАС по шкалам CASD и SCQ, видео ЭЭГ мониторинг (только во сне, не дневное 15-минутное обследование, МРТ головного мозга, консультация нейропсихолога.

• При постановленном диагнозе РАС незамедлительно начать комплексную коррекцию.

• Во время лечения ребёнка родителям необходимо проходить семейные психологические консультации, информационные семинары, для того чтобы обучиться правильному взаимодействию с ребёнком.

• Комплексное лечение расстройств развития включает в себя много методов, которые индивидуально подбирает невролог. Продолжительность лечения зависит от вида аутистического расстройства и его тяжести.

Методы коррекции:

• Коррекция нежелательного поведения

• Увеличение интереса к окружающему миру и коммуникациям

• Обучение опорным навыкам

• Метод естественных поощрений в естественной среде

• Занятия с дефектологом, в том числе в наушниках FORBRAIN

• АБА-терапия

• Сенсорная интеграция

• Занятия с нейропсихологом

• Аппаратные методы лечения (ТКМП, БАК, БОС)

• Медикаментозная терапия

• Канистерапия

• Мозжечковая стимуляция

• Безглютеновая, безказеиновая диета

• Лечение у гастроэнтеролога

• Психологическая поддержка семьи

Консультативно-информационные семинары с родителями

• Иммуномодулирующая терапия

• Дельфинотерапия

• Видео-моделирование

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность)

Это расстройство исполнительных функций, форма нарушения внимания и рабочей памяти, эмоциональной и мотивационной саморегуляции в результате сложного взаимодействия генетических и средовых факторов.

Причины и механизмы до сих пор не раскрыты. Существуют лишь теории.

По данным статистики за 2017 год, в России детей с СДВГ от 4 % до 18 %, в США от 4 % до 20 %, в Великобритании от 1 % до 3 %, в Италии от 3 % до 10 %, в Китае от 1 % до 13 %, в Австралии от 7 % до 10 %. Мальчиков среди них в 9 раз больше, чем девочек. Эта информация опубликована д. м. н. профессором Заваденко Н. Н., заведующим кафедрой неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики педиатрического факультета Российского национального исследовательского медицинского университета Н. И. Пирогова МЗ РФ.

Незрелость:

• Лобного отдела ГМ

• Префронтальной коры ГМ

Ретикулярная формация – нарушения активирующей системы, связанные с дисфункцией норадренергической системы.

левое полушарие правое полушарие

бесцельные избыточные движения, импульсивность, нарушение оперативной памяти поиск сенсорных ощущений, оппозиционное поведение, невнимательность

Ацетилхолин Норадреналин

Дофамин Серотонин

Можно выделить основные группы нарушений:

1. Координаторные (завязывание шнурков, пользование ножницами, раскрашивание, письмо, трудно кататься на роликах, двухколёсном велосипеде, часто неспособности к спортивным играм).

2. Эмоционально-волевые (неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам и как следствие, низкая самооценка, развитие различных зависимостей: компьютерная, игровая, никотиновая, алкогольная; низкая мотивация).

3. Коммуникативные (такие дети стремятся руководить, хотя отстают от сверстников в психическом развитии, не умеют дружить, нарушение границ).

4. Нарушение в обучении, несмотря на нормальный IQ, нарушение развития речи и языка, сложности в чтении, в письме, в точных и естественных науках.

5. Поведенческие (поиск ярких и порой опасных ощущений, протесты, обидчивость, «клоунада», оппозиционное поведение).

6. Вегетативные нарушения: плохо засыпают, утром сонливые, быстро истощаются от физической и эмоциональной нагрузки.

Виды СДВГ :

1. СДВГ с преобладающей невнимательностью.

2. СДВГ с преобладающей гиперактивностью.

3. СДВГ с преобладающей импульсивностью.

4. Комбинированный СДВГ.

Проявление СДВГ у взрослых

1. Снижается гипермоторность.

2. Остаё тся:

• Невнимательность.

• Низкая мотивация на любую деятельность, требующую волевых усилий.

• Импульсивность, агрессивность.

• Низкая самооценка.

• Чувство внутреннего дискомфорта, состояние неуспеха.

• Частая смена работы (2-3 раза).

• Непунктуальность, не могут в срок сдать проект или сделать задание.

• Склонность к зависимостям (никотиновая, алкогольная, игровая)

Закон формирования оппозиционного поведения

Факторы формирования поведения:

- внешние факторы – всё, что происходит вокруг;

- внутренние факторы – всё, что происходит внутри.

Функции поведения:

- получение желаемого,

- избегание не желаемого,

- одновременно и то и другое.

Методы коррекции СДВГ

Коррекция СДВГ должна включать комплекс методик, то есть быть «мультимодальной».

Основные направления:

- коррекция двигательной активности,

- психолого-педагогическая коррекция,

- семейная психотерапия,

- релаксационные методики,

- аппаратные методики (ТКМП, БАК, БОС,

- медикаментозная терапия.

Почему ребёнок не делает домашнее задание

и не хочет учиться в школе?

1. Обучение – не игра.

2. Обучение долгое – награда очень не скоро, нужно самому себя мотивировать.

3. Обучение трудное.

4. Не очень понятен смысл обучения, «дворником я стану в другой жизни, не скоро, а компьютер есть сейчас»

Уроки в школе и выполнение домашнего задания становится наказанием, которое ребёнок хочет избегать и проявляется оппозиционное поведение.

Рекомендации родителям

1. Ребёнку необходим режим дня, закаливающие процедуры, занятия спортом, организация пространства и времени.

2. Укреплять сильные стороны ребёнка, поощрять любимые занятия, запрещать ребёнку деятельность с односторонней стимуляцией зрительного восприятия (телевизор, планшет, телефон).

3. Сохранять спокойный эмоционально-стабильный фон, последовательность в поощрениях и ограничениях, применять чувство юмора, быть осознанными.

4. Оценивать поступок ребёнка, а не личные качества.

5. Правильно применять поощрения и похвалу (система жетонов).

6. Давать личное время ребёнку не менее 15 минут в день, предоставить на выбор чем может занятся ребёнок в свободное время.

7. При необходимости применять метод уединения (1 минута на год жизни у дошкольников, 10-15 минут у школьника).

8. Применять метод внешнего контроля, но не давления.

9. Психологическая поддержка семьи (семейные консультации, тренинги, семинары для родителей детей с СДВГ).

10. Наблюдение ребёнка у невролога, аппаратная и лекарственная терапия.

Домашние задания и СДВГ. Что можно делать?

1. Организация пространства, рабочего места (убрать отвлекающие вещи).

2. Метод переключения на домашние задания.

3. Тайм-менеджмент.

4. Планирование вместе с ребёнком.

5. Контроль из вне, подсказки о времени (ребёнок с СДВГ не может контролировать время, контролируйте Вы).

6. Метод поощрений (жетон - за успешно выполненное задание, хороший поступок; по истечении недели считается количество заработанных жетонов, и ребёнок получает заранее обговорённый подарок или запланированную поездку, поход куда-либо).

7. Терпение и последовательность взрослого.

8. Разбить выполнение домашнего задания на несколько этапов (перерывы, смена деятельности, смена предмета).

9. Разрешить ребёнку двигательную активность при выполнении домашнего задания.

10. Иногда шум помогает сосредоточиться (включённый не громко телевизор, магнитофон).

Стратегии для учителей

1. Начинайте урок с общего положительного комментария классу.

2. В начале урока необходимо обратить внимание на ребёнка с СДВГ и дать ему больше поддержки.

3. Используйте методы поощрений и положительных подкреплений, они работают лучше, чем наказания. Подкрепление должно быть совершено не позднее 3-х секунд, после положительного действия ребёнка (если позже, то нет смысла).

4. Будьте активны и внимательны, двигайтесь по классу. Хвалите тех детей, кто работает хорошо. Не используйте личную похвалу. Применяйте метод поведенческой похвалы («Спасибо, что ты так стараешься», «У тебя получается отлично», слово «молодец» для такого ребёнка ничего не значит, он его не понимает, а вот за хорошее поведение и старание - нужно хвалить). Это мотивирует детей с СДВГ на успех.

5. Ребёнка с СДВГ необходимо сажать на первую или вторую парту.

6. Эффективно всегда озвучивать план урока, план контрольной работы, план любого задания. Это успокаивает детей с гиперактивностью.

7. Вовлекать ученика с СДВГ в совместную полезную деятельность для класса (помочь стереть с доски, раздать тетради, принести журнал и т. д.)

8. Обращать внимание только на успехи ребёнка, не фиксироваться на его неудачах.

9. В некоторых случаях давать возможность ребёнку с СДВГ выйти из класса на 1-2 минуты.

10. Осуществление контроля за деятельностью ребёнка.

11. У дошкольников возможно использование поощрения в виде системы жетонов.

12. Учителю необходимо понимание того, что происходит с гиперактивным ребёнком, и это снизит уровень его раздражения, оппозиционное поведение.

13. Учителю необходимо быть последовательным в своих требованиях, но не оказывать морального давления на ученика.

14. Можно применять метод «отмены домашнего задания», как поощрение за хорошую работу в классе.

15. Выстроить отношение с ребёнком с СДВГ – ответственность учителя. В этом учителям школ необходима помощь невролога, семьи ребёнка, школьного психолога.

16. Учителя, в свою очередь, нуждаются в защите от профессионального выгорания.

Публикации по теме:

«Особенности развития детей 3–4 лет». Консультация для родителей Основная особенность, которая проявляется в возрасте 3–4 года, связана с так называемым кризисом трех лет. В этот период ребенок стремится.

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста» Речевое развитие ребенка – один из важнейших показателей его гармоничного продвижения вперед. Первое слово малыша незамедлительно попадает.

Консультация для родителей «Особенности физического развития детей 4–5 лет» Консультация для родителей «Особенности физического развития детей 4-5 лет» Воспитатель Воронцова Л. И. Когда ребёнку исполняется 4 года,.

Консультация для родителей «Особенности познавательного развития детей раннего возраста» ическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие детей. Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная.

Консультация для родителей «Особенности развития детей 2–3 лет» Возрастные и индивидуальные особенности детей 2 – 3 лет На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее, у детей ведущим видом деятельности.

Консультация для родителей «Особенности развития детей 4–5 лет» Психологические особенности развития ребенка 4-5 лет. Этот период жизни ребенка можно обозначить как переход от раннего детства к дошкольному.

Консультация для родителей «Особенности развития детей 3–4 лет» Особенности развития детей от 3-4 лет Это очень важный период в жизни ребенка. Именно в 4 года закладываются основы будущей личности, формируются.

Консультация для родителей «Особенности развития детей раннего возраста 2–3 лет» Особенности развития детей раннего возраста от 2-х до 3-х лет Этот период связан с активным развитием нервной системы, вследствие чего.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 4–5-го года жизни» Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного.

Консультация-практикум для родителей «Особенности социально-коммуникативного развития детей 4–5 лет» «Особенности социально - коммуникативного развития детей 4- 5 лет». Социально-коммуникативное развитие ребенка – это умение устанавливать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Особенности развития детей с РАС и СДВГ»
Опубликовано: 25 января 2019 в 11:41
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Особенности развития детей с РАС и СДВГ»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Разина (УИ 455990) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД