Виктория Павленко
Консультация для родителей «Особенности коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Списочный состав нашей разновозрастной группы (4-6 лет) №3 «Радуга» компенсирующей направленности для детей с ТНР -13 человек. Из них с логопедическим заключением; ОНР 2 уровня -9 детей, ОНР 3 уровня-4 ребёнка. Подробнее остановлюсь на этом тяжёлом речевом нарушении. Итак, в норме дети к 5 годам, свободно пользуются развёрнутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. И имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение. Но дети с общим недоразвитием речи при нормальном слухе и интеллекте имеют задержку формирования каждого из компонентов языка : фонетики, лексики, грамматики.
Публикация «Консультация для родителей „Особенности коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для родителей
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
У всех детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание словарного запаса и грамматического строя речи. Речь детей с общим недоразвитием речи малопонятна.
Выделяют три основных уровня речевого развития детей с ОНР.
1 уровень речевого развития характеризуется, отсутствуем речи (так называемые «безречевые дети») их словарный запас состоит из «лепетных» слов, звукоподражаний, мимики и жестов;
2 уровень речевого развития (начатки общеупотребительной речи) к «лепетным» выражениям добавляется искаженные, однако достаточно понятные общеупотребительные слова. При этом у детей заметно нарушена слоговая структура, а произносительные возможности отстают от возрастной нормы;
3 уровень речевого развития характеризуется появлением развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Общее недоразвитие речи относится к тяжелым нарушениям речи. Поэтому дети дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи нуждаются в продолжительной комплексной, систематической психолого-педагогической и логопедической коррекции. Коррекционная работа в нашей группе проводится комплексно путём проведения индивидуальных и под групповых занятий по формированию лексико-грамматического строя, формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте, а также по развитию связной речи. На основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группы детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Н. В. Нищевой (60%).А так же с использованием учебно-методического комплекта «Комплексный поход к преодолению ОНР у дошкольников»(40%). Под групповые занятия проводятся 4 раза в неделю. Основной целью под групповых занятий является развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза, расширение словаря, лексико-грамматических категорий, развитие связной речи. Работа на под групповых занятиях связана с определённой лексической темой, которая меняется каждую неделю. Три раза в неделю с каждым ребенком проводятся индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения. На индивидуальных занятиях ведётся работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия. Во второй половине дня воспитатели проводят коррекционную работу по заданию логопеда, с целью закрепления новых знаний, умений, навыков. Один раз в неделю даётся домашнее задание для повторения пройденного материала. Задания даются в индивидуальных тетрадях (по коррекции звукопроизношения, и папках (для закрепления формирования лексико-грамматического строя, и подготовке к обучению грамоте, а также по развитию связной речи). Которые в начале недели нужно приносить в детский сад, а в конце недели забирать. Очень важно для преодоления речевых нарушений у детей с ОНР систематически выполнять логопедические домашние задания. Выполнение домашних заданий является огромной помощью логопеда, поэтому совместная работа логопеда с родителями и определяет общий успех коррекционного обучения. Домашние занятия должны быть регулярными. Нельзя заставлять, или принуждать необходимо заинтересовать ребёнка для выполнения домашнего задания, поэтому выполнение домашних заданий должно носить занимательный, но не принудительный характер. Это возможно в повседневной жизни: во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной обстановки, без отвлекающих факторов.
Очень важно понять родителям, что коррекционная работа - сложный и длительный процесс, и успешность его зависит от совместных усилий ребенка, родителя, педагога. И без участия, поддержки родителей результат работы логопеда будет малоэффективным.