Евгения Пыцкая
Консультация для родителей «О плюсах и минусах применения информационно-коммуникационных технологий в условиях ДОУ»
▼ Скачать +Заказ
Анализ видов информационных технологий и специфика их использования в образовательно-воспитательном процессе позволяет сделать вывод о том, что в последнее десятилетие широкое распространение получило использование новых информационных технологий как учебных средств (в первую очередь, компьютеров, при этом практика использования ИКТ появилась и в детских садах. Одним из направлений совершенствования деятельности в новых условиях является обновление подходов к обучению и используемых технологий - вопрос поиска новых, объективных и адекватных современным реалиям учебных средств организации занятий в дошкольном образовательном учреждении является действительно острым.
Публикация «Консультация для родителей „О плюсах и минусах применения информационно-коммуникационных технологий в условиях ДОУ“» размещена в разделах
Дискуссия о допустимости, плюсах и минусах использования информационно-коммуникационных технологий в процессе воспитания детей старшего дошкольного возраста длится уже на протяжении нескольких лет, при этом острота проблемы только возрастает.
Так, некоторые представители медицинского сообщества настаивают на полном ограничении ребенка от электронных устройств в связи с негативным воздействием электромагнитного излучения приборов, и, как следствие – увеличением напряжения, ухудшением состояния здоровья, в частности, зрения и осанки детей. Офтальмологи, в свою очередь, не рекомендуют превышать двадцатиминутного общения с информационно-коммуникационными устройствами. С другой стороны, развитие информационного пространства формирует новые требования и создает новые условия осуществления деятельности, в том числе и в детском саду, развивая предпосылки для внедрения информационно-коммуникационных как одного из наиболее эффективных способов развития навыков дошкольников.
В настоящее время проблема возможности и ограничений применения технологий недостаточно освещена в научно-методическом сообществе, однако к плюсам использования ИКТ в образовании дошкольников принято относить:
- Возможность повысить эффективность образовательного процесса, обеспечить более полный доступ к материалам
- Наглядность иллюстрируемого материала, что увеличивает заинтересованность ребенка
- Возможность звукового сопровождения, создание имитационных форм, интерактивных моделей, позволяющих концентрировать и удерживать внимание ребенка.
- Применение ИКТ предполагает, как правило, автоматическую оценку результатов деятельности ребенка, а также, в случае верного выполнения задания, поощрение – такой подход создает прочную мотивационную связь, ориентированность на изучение предмета.
- Применение возможностей онлайн-образования, а также компьютерных возможностей в целом, позволяет выстраивать индивидуальную траекторию обучения – дошкольник может осваивать материал в удобном для него темпе, возвращаться к отдельным теоретическим и практическим моментам, что позволяет более глубоко понять материал, акцентировать внимание на непонятных моментах, сделав на них особый упор.
- Применение информационных технологий позволяет создавать виртуальную модель, то есть визуализировать предполагаемые ситуации. Наглядность представляемого материала крайне важна в дошкольном возрасте, поскольку многую информацию ребенок усваивает через эмоциональное восприятие образа, в чем, безусловно, могут помочь возможности моделирования окружающего мира.
Итак, применение информационно-коммуникационных технология позволяет разнообразить образовательную деятельность, повысить интерес ребенка к материалу, помочь ему фокусировать внимание, стимулировать интерес к познавательной деятельности. Также ИКТ можно оценивать как обогащающий и преобразующий компонент развивающей предметной среды.
Многими исследователями рекомендуется применять в образовательно-воспитательной практике специализированные компьютерные игры, обучающие программы, которые бы соответствовали особенностям физиологического и психологического развития личности ребенка дошкольного возраста. Подобный подход стимулирует заинтересованность детей, что позволяет установить прочную связь между любознательностью и последующим приобретение знаний.
Вместе с тем, несмотря на широкий спектр достоинств применения информационно-коммуникационных технологий в образовательно-воспитательном процесс, следует понимать, что компьютер не может заменить эмоционального человеческого общения в той мере, в какой это необходимого в дошкольном возрасте, его функционал ограничен всего лишь дополняющей функцией. Более того, применение возможностей средств ИКТ должно исходить из принципов безопасности и сохранения физического и эмоционального здоровья ребенка.
Использование ИКТ детьми в образовательном процессе подразумевает контроль и объяснения со стороны взрослого базовых правил, принципов и задач его использования – важно в полной мере определить границы допустимого применения информационных технологий в практике дошкольного образовательного учреждения.
Таким образом, применение ИКТ в рамках учебного пространства детского сада, с одной стороны, является прогрессивным шагом и отвечает современным требования системы российского образования, но с другой стороны, должно быть ограничено в силу воздействия объективных физиологических и психических особенностей развития личности ребенка дошкольного возраста.
В настоящее время признается не только широкая популярность применения ИКТ как современного средства обучения, но и отмечается эффективность такой формы работы: информационно-коммуникационные технологии позволяют визуализировать изучаемый материал, разнообразить содержание занятий, обеспечить большую восприимчивость детей, в также стимулировать игровой и познавательный интерес. В рамках практических занятий применение ИКТ позволяет также сделать процесс обучения более индивидуализированным, осваивать преподносимый материал в комфортном для ребенка темпе. В то же время следует помнить о разумном использовании таких средств обучения – занятия должны проводиться с учетом санитарно-гигиенических требований, учитывать особенности развития каждого ребенка.