Татьяна Шинякова
Консультация для родителей по формированию словаря и грамматических категорий у дошкольников «Игра — дело серьезное»
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическое обследование детей, зачисляемых на логопункт нашего сада, выявляет у многих из них не только дефекты звукопроизношения, но и недостаток словаря, несформированность многих грамматических категорий. А то и другое является строительным материалом для развития связной речи.
В норме у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом грамматические категории должны формироваться спонтанно. Но речь - живое явление и, она может развиваться только в общении. А общение – это постоянный диалог со взрослым, который должен являться для ребенка примером грамотной, выразительной речи. Но во многих семьях этот диалог подменяется общением с телевизором, компьютером. Именно из-за недостатка речевой практики у дошкольников массовых детских садов выявляются нарушения грамматических категорий и связной речи. Современные исследователи уже говорят о том, что в настоящее время, без руководства взрослых связная речь развивается крайне медленно, с большим трудом или практически не развивается.
Публикация «Консультация для родителей по формированию словаря и грамматических категорий у дошкольников „Игра — дело серьезное“» размещена в разделах
Следовательно, чтобы устранить эту проблему или хотя бы существенно ее скорректировать, не только педагоги дошкольных учреждений, но и родители должны направить свои усилия на её решение.
Давайте с вами выясним, что же такое грамматический строй? Это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.
А связная речь – это уже не просто последовательность слов и предложений, а последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.
Когда же с уверенностью можно говорить о том, что грамматический строй у дошкольника в целом сформирован? Тогда, когда будет видно его умение владеть приемами словообразования и словоизменения, умение составлять предложения, грамматически правильно сочетая в нем слова, когда будут усвоены все предложно-падежные конструкции.
А к концу дошкольного обучения, к моменту поступления в школу это должно произойти. Дети должны в достаточной мере овладеть грамматическим сроем родного языка, чтобы не возникло серьезных трудностей в последующем школьном обучении.
А сейчас я приведу примеры наиболее часто встречающихся нарушений грамматического строя и случаев недостатка словаря у детей старших и подготовительных к школе групп нашего сада.
Многие дети затрудняются в правильном использовании названий детенышей животных:
- у свиньи – "свинята", "поросенки", "хрюшки", "свинёныш", "свинюлька";
- козы – "козленыш", "козёнок", "козлик";
- у коровы - "теленки", "телёныш", "бычата", "коровки";
- у овцы – "овчонок", "овечечка", "маленькая овечка";
- у собаки - "собачонок";
- у лошади – "лошадёнок".
Часты ошибки в подборе слов с противоположным значением:
низкий – большой, узкий;
широкий – плоский, короткий, низкий, маленький, длинный, тонкий;
твердый – легкий, грязный;
короткий – широкий, маленький, высокий;
тупой – понятливый, злой, умный, хороший.
Есть дошкольники, которые испытывают трудность в формировании множественного числа существительных и образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
рукав – ракавы;
ухо – ухи;
стул - стулы;
воробей – воробеи, воробли;
глаз – глазы;
рот – роты, рорты.
В ответ на просьбу назвать слово ласково дети предлагают следующие варианты:
дерево – дерёвушко, дерёвочко;
ваза – вазонька, вазка;
гнездо – гнёздочко, гнёздошко, гнездоничко, гнёзначко;
ковёр – ковёрушко, ковёр-самолёт, ковёрчик, ковёрик.
Вызывает затруднение и образование относительных прилагательных:
стол из дерева – деревной, деревный;
инструменты из железа – железячные, железяки;
банка из стекла – стёкольная, стёкланая.
Больше всего опечалило непонимание многими детьми значений как простых, так и сложных предлогов, неумение употреблять их в речи.
Многие дети старшей и подготовительной групп опускают в речи предлог «в»:
лежит коробке, положить банку, поехал Хабаровск.
Вместо предлогов «с», «из», «из-под», «над» часто используют предлог «от»:
вместо «со стола» - «от стола»;
вместо «из коробки» - «от коробки»;
вместо «над головой» - «на голове, от головы, для головы, за головой»;
вместо «из-за спины» - «от спины, из спины»;
вместо «под стол» - «за стол».
Практически совсем не употребляются предлоги «справа от», «слева от», «перед», редко «через», хотя сохранно их понимание. Чаще употребляются предлоги «около», «возле».
У детей затруднено понимание многозначных слов и слов с переносным значением.
Я привела наиболее встречающиеся нарушения грамматических категорий и формирования словаря. На самом деле их значительно больше.
Именно недостаток речевой практики ведет к недостатку словаря, неумению грамматически правильно оформлять речь, а все это в целом приводит проблемам развития связной речи: неумению описать предмет, составить сравнительное описание предметов, описательный рассказ по картине, пересказать прочитанный текст, придумать рассказ из личного опыта.
Как же родители могут помочь своему ребенку в решении этой проблемы? Мое предложение - играйте с ним в грамматические игры. Это очень эффективно и незатратно по времени.
Предлагаю вашему вниманию некоторые из них.
Игры на формирование лексико - грамматических категорий
1. Игра «Чего не стало»
Поставьте на стол 5-6 предметов либо картинок: кубик, пирамидка, мяч, мишка, заяц. Попросите ребенка назвать предметы, затем закройте их ширмой и уберите 1-2 предмета. Выясните: «Чего не стало на столе?» Попросите ребенка ответить на ваш вопрос полным предложением. Например: «На столе не стало кубика».
2. Игра «Посуда»
На столе предметы: чашка, стакан, тарелка, чайник и т. п. Предложите детям ответить на вопросы: «Из чего едят суп? (пьют молоко, наливают чай и т. п.)».
3. Игра «Повара»
Спросите у ребенка, из чего он сварит борщ, компот. Попросите его ответить полным предложением. Ответы: «Я сварю компот из яблок, груш, персиков и т. п.»
4. Игра «Друзья»
Предложите детям рассказать, с кем они дружат. Ответы детей: «Я дружу с Олей, Сережей, Юлей и т. п.»
5. Игра «Ответь на вопрос»
- Чем режут хлеб?
- Чем пилят дрова?
- Чем вышивают?
6. Игра «Кто чем питается?»
С помощью волшебной палочки «превратите» ребенка в какое-нибудь животное и попросите его рассказать, чем он питается.
Ответы детей: «Я заяц, я питаюсь морковью, капустой» и т. п.
7. Игра «Чем защищаются?»
Проведите эту игру по аналогии с предыдущей.
- Еж – иголками;
- Олень – рогами;
- Конь – копытами;
- Собака – зубами.
8. Игра «Любимая профессия»
Расскажите ребенку о том, какие бывают профессии, затем спросите: «Кем ты хочешь стать?»
Ответы детей: «Я хочу стать поваром, парикмахером, шофером, строителем» и т. п.
9. Игра «Составь предложение из слов»
- девочка, гладить, платье, утюг;
- дети, елка, украшать, игрушки;
- мама, ковер, пылесос, чистить.
10. Игра «Ласковая девочка»
Расскажите детям небольшую сказку: «Давным-давно, в одной деревне жили две девочки. Одна была очень злой – путнику воды не подаст, слова ласкового не скажет. А вторая девочка была доброй. Она всех на свете любила, словом ласковым привечала». Предложите детям подумать и сказать, как бы назвала залетевших к ней птиц добрая девочка.
Лексический материал:
скворец – скворушка,
воробей – воробышек,
соловей – соловушка,
журавль – журавушка.
*Данную игру можно использовать на другом лексическом материале.
11. Игра «Скажи по-другому»
Предложите ребенку сказать произнесенную вами фразу по-другому.
Лексический материал:
кружка из глины – глиняная кружка,
мяч из резины – резиновый мяч,
рукавицы из шерсти – шерстяные рукавицы,
кораблик из дерева – деревянный кораблик,
самолет из бумаги – бумажный самолет.
*Данную игру можно провести и на другом лексическом материале, например:
варенье из груш – грушевое варенье,
сок из персиков – персиковый сок,
пирог из яблок – яблочный пирог,
желе из ананасов – ананасовое желе,
компот из слив – сливовый компот.
12. Игра «Какой? Какая? Какие?»
Попросите ребенка ответить на ваш вопрос одним словом.
Солдатик из олова - какой?. (оловянный)
Шляпа из соломы – какая? (соломенная)
Цветы на лугу – какие? … (луговые)
Свет от луны – какой? … (лунный)
13. Игра «Закончи предложение»
Предложите ребенку: закончить предложение, изменяя слова по образцу.
Волк сильный, а лось – сильнее.
Беличьи зубки острые, а волчьи – острее.
Волчья шкура теплая, а медвежья – теплее.
Еж маленький, а мышка – меньше.
14. Игра «Мой, моя, моё»
Попросите ребенка назвать только те картинки, про которые можно сказать: мой, (моя, моё). Образец: моё яблоко, мой апельсин, моя груша.
15. Игра «Скажи наоборот»
Предложите детям прослушать предложения, добавить в каждое предложение подходящее слово с противоположным значением.
Лев смелый, а заяц … трусливый.
Мороженое холодное, а суп … горячий.
Баба яга злая, а Дед Мороз … добрый.
Подушка мягкая, а камень … твердый.
У березки ствол тонкий, а у дуба … толстый.
Воздушный шар легкий, а гиря … тяжелая.
Таня ведет себя хорошо, а Коля … плохо.
Летом жарко, а зимой … холодно.
Ире было грустно, пришла Марина, и стало …весело.
Вчера на улице было пасмурно, а сегодня … солнечно.
В бассейне глубоко, а в ванне … мелко.
Флейта звучит плавно, а барабан … отрывисто.
Алла нарезала овощи мелко, а Нина … крупно.
Ломать легко, а строить …трудно.
Встречаться с друзьями радостно, а прощаться …грустно.
Спасибо за внимание!