Получи документы

Консультация для родителей по формированию словаря и грамматических категорий у дошкольников «Игра — дело серьезное»

Татьяна Шинякова
Консультация для родителей по формированию словаря и грамматических категорий у дошкольников «Игра — дело серьезное»
▼ Скачать + Заказать документы

Логопедическое обследование детей, зачисляемых на логопункт нашего сада, выявляет у многих из них не только дефекты звукопроизношения, но и недостаток словаря, несформированность многих грамматических категорий. А то и другое является строительным материалом для развития связной речи.

В норме у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом грамматические категории должны формироваться спонтанно. Но речь - живое явление и, она может развиваться только в общении. А общение – это постоянный диалог со взрослым, который должен являться для ребенка примером грамотной, выразительной речи. Но во многих семьях этот диалог подменяется общением с телевизором, компьютером. Именно из-за недостатка речевой практики у дошкольников массовых детских садов выявляются нарушения грамматических категорий и связной речи. Современные исследователи уже говорят о том, что в настоящее время, без руководства взрослых связная речь развивается крайне медленно, с большим трудом или практически не развивается.

Публикация «Консультация для родителей по формированию словаря и грамматических категорий у дошкольников „Игра — дело серьезное“» размещена в разделах

Следовательно, чтобы устранить эту проблему или хотя бы существенно ее скорректировать, не только педагоги дошкольных учреждений, но и родители должны направить свои усилия на её решение.

Давайте с вами выясним, что же такое грамматический строй? Это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

А связная речь – это уже не просто последовательность слов и предложений, а последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

Когда же с уверенностью можно говорить о том, что грамматический строй у дошкольника в целом сформирован? Тогда, когда будет видно его умение владеть приемами словообразования и словоизменения, умение составлять предложения, грамматически правильно сочетая в нем слова, когда будут усвоены все предложно-падежные конструкции.

А к концу дошкольного обучения, к моменту поступления в школу это должно произойти. Дети должны в достаточной мере овладеть грамматическим сроем родного языка, чтобы не возникло серьезных трудностей в последующем школьном обучении.

А сейчас я приведу примеры наиболее часто встречающихся нарушений грамматического строя и случаев недостатка словаря у детей старших и подготовительных к школе групп нашего сада.

Многие дети затрудняются в правильном использовании названий детенышей животных:

- у свиньи – "свинята", "поросенки", "хрюшки", "свинёныш", "свинюлька";

- козы – "козленыш", "козёнок", "козлик";

- у коровы - "теленки", "телёныш", "бычата", "коровки";

- у овцы – "овчонок", "овечечка", "маленькая овечка";

- у собаки - "собачонок";

- у лошади – "лошадёнок".

Часты ошибки в подборе слов с противоположным значением:

низкий – большой, узкий;

широкий – плоский, короткий, низкий, маленький, длинный, тонкий;

твердый – легкий, грязный;

короткий – широкий, маленький, высокий;

тупой – понятливый, злой, умный, хороший.

Есть дошкольники, которые испытывают трудность в формировании множественного числа существительных и образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

рукав – ракавы;

ухо – ухи;

стул - стулы;

воробей – воробеи, воробли;

глаз – глазы;

рот – роты, рорты.

В ответ на просьбу назвать слово ласково дети предлагают следующие варианты:

дерево – дерёвушко, дерёвочко;

ваза – вазонька, вазка;

гнездо – гнёздочко, гнёздошко, гнездоничко, гнёзначко;

ковёр – ковёрушко, ковёр-самолёт, ковёрчик, ковёрик.

Вызывает затруднение и образование относительных прилагательных:

стол из дерева – деревной, деревный;

инструменты из железа – железячные, железяки;

банка из стекла – стёкольная, стёкланая.

Больше всего опечалило непонимание многими детьми значений как простых, так и сложных предлогов, неумение употреблять их в речи.

Многие дети старшей и подготовительной групп опускают в речи предлог «в»:

лежит коробке, положить банку, поехал Хабаровск.

Вместо предлогов «с», «из», «из-под», «над» часто используют предлог «от»:

вместо «со стола» - «от стола»;

вместо «из коробки» - «от коробки»;

вместо «над головой» - «на голове, от головы, для головы, за головой»;

вместо «из-за спины» - «от спины, из спины»;

вместо «под стол» - «за стол».

Практически совсем не употребляются предлоги «справа от», «слева от», «перед», редко «через», хотя сохранно их понимание. Чаще употребляются предлоги «около», «возле».

У детей затруднено понимание многозначных слов и слов с переносным значением.

Я привела наиболее встречающиеся нарушения грамматических категорий и формирования словаря. На самом деле их значительно больше.

Именно недостаток речевой практики ведет к недостатку словаря, неумению грамматически правильно оформлять речь, а все это в целом приводит проблемам развития связной речи: неумению описать предмет, составить сравнительное описание предметов, описательный рассказ по картине, пересказать прочитанный текст, придумать рассказ из личного опыта.

Как же родители могут помочь своему ребенку в решении этой проблемы? Мое предложение - играйте с ним в грамматические игры. Это очень эффективно и незатратно по времени.

Предлагаю вашему вниманию некоторые из них.

Игры на формирование лексико - грамматических категорий

1. Игра «Чего не стало»

Поставьте на стол 5-6 предметов либо картинок: кубик, пирамидка, мяч, мишка, заяц. Попросите ребенка назвать предметы, затем закройте их ширмой и уберите 1-2 предмета. Выясните: «Чего не стало на столе?» Попросите ребенка ответить на ваш вопрос полным предложением. Например: «На столе не стало кубика».

2. Игра «Посуда»

На столе предметы: чашка, стакан, тарелка, чайник и т. п. Предложите детям ответить на вопросы: «Из чего едят суп? (пьют молоко, наливают чай и т. п.)».

3. Игра «Повара»

Спросите у ребенка, из чего он сварит борщ, компот. Попросите его ответить полным предложением. Ответы: «Я сварю компот из яблок, груш, персиков и т. п.»

4. Игра «Друзья»

Предложите детям рассказать, с кем они дружат. Ответы детей: «Я дружу с Олей, Сережей, Юлей и т. п.»

5. Игра «Ответь на вопрос»

- Чем режут хлеб?

- Чем пилят дрова?

- Чем вышивают?

6. Игра «Кто чем питается?»

С помощью волшебной палочки «превратите» ребенка в какое-нибудь животное и попросите его рассказать, чем он питается.

Ответы детей: «Я заяц, я питаюсь морковью, капустой» и т. п.

7. Игра «Чем защищаются?»

Проведите эту игру по аналогии с предыдущей.

- Еж – иголками;

- Олень – рогами;

- Конь – копытами;

- Собака – зубами.

8. Игра «Любимая профессия»

Расскажите ребенку о том, какие бывают профессии, затем спросите: «Кем ты хочешь стать?»

Ответы детей: «Я хочу стать поваром, парикмахером, шофером, строителем» и т. п.

9. Игра «Составь предложение из слов»

- девочка, гладить, платье, утюг;

- дети, елка, украшать, игрушки;

- мама, ковер, пылесос, чистить.

10. Игра «Ласковая девочка»

Расскажите детям небольшую сказку: «Давным-давно, в одной деревне жили две девочки. Одна была очень злой – путнику воды не подаст, слова ласкового не скажет. А вторая девочка была доброй. Она всех на свете любила, словом ласковым привечала». Предложите детям подумать и сказать, как бы назвала залетевших к ней птиц добрая девочка.

Лексический материал:

скворец – скворушка,

воробей – воробышек,

соловей – соловушка,

журавль – журавушка.

*Данную игру можно использовать на другом лексическом материале.

11. Игра «Скажи по-другому»

Предложите ребенку сказать произнесенную вами фразу по-другому.

Лексический материал:

кружка из глины – глиняная кружка,

мяч из резины – резиновый мяч,

рукавицы из шерсти – шерстяные рукавицы,

кораблик из дерева – деревянный кораблик,

самолет из бумаги – бумажный самолет.

*Данную игру можно провести и на другом лексическом материале, например:

варенье из груш – грушевое варенье,

сок из персиков – персиковый сок,

пирог из яблок – яблочный пирог,

желе из ананасов – ананасовое желе,

компот из слив – сливовый компот.

12. Игра «Какой? Какая? Какие?»

Попросите ребенка ответить на ваш вопрос одним словом.

Солдатик из олова - какой?. (оловянный)

Шляпа из соломы – какая? (соломенная)

Цветы на лугу – какие? … (луговые)

Свет от луны – какой? … (лунный)

13. Игра «Закончи предложение»

Предложите ребенку: закончить предложение, изменяя слова по образцу.

Волк сильный, а лось – сильнее.

Беличьи зубки острые, а волчьи – острее.

Волчья шкура теплая, а медвежья – теплее.

Еж маленький, а мышка – меньше.

14. Игра «Мой, моя, моё»

Попросите ребенка назвать только те картинки, про которые можно сказать: мой, (моя, моё). Образец: моё яблоко, мой апельсин, моя груша.

15. Игра «Скажи наоборот»

Предложите детям прослушать предложения, добавить в каждое предложение подходящее слово с противоположным значением.

Лев смелый, а заяц … трусливый.

Мороженое холодное, а суп … горячий.

Баба яга злая, а Дед Мороз … добрый.

Подушка мягкая, а камень … твердый.

У березки ствол тонкий, а у дуба … толстый.

Воздушный шар легкий, а гиря … тяжелая.

Таня ведет себя хорошо, а Коля … плохо.

Летом жарко, а зимой … холодно.

Ире было грустно, пришла Марина, и стало …весело.

Вчера на улице было пасмурно, а сегодня … солнечно.

В бассейне глубоко, а в ванне … мелко.

Флейта звучит плавно, а барабан … отрывисто.

Алла нарезала овощи мелко, а Нина … крупно.

Ломать легко, а строить …трудно.

Встречаться с друзьями радостно, а прощаться …грустно.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Игра — дело серьезное. Пальчиковая гимнастика Тема разработки: "Коза" Возрастная категория: 4-5 лет Автор разработки: Харитонова Ольга Викторовна Цель:развивая.

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Осень» О Г Л А В Л Е Н И Е О С Е Н Ь 1. «Назови ласково» Программные задачи. Учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Овощи» в подготовительной группе Кончакова Т. М. учитель-логопед «Детский сад № 204 ОАО «РЖД», г. Абакан Цель: закрепление представлений об овощах. Задачи: 1. Образовательные:.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе «Путешествие на остров Бармалея» Цель: формирование лексико – грамматических категорий у детей Коррекционно – образовательные задачи: - учить словообразованию прилагательных.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Домашние животные» для детей старшей группы с ОНР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 115 «Ладушки» г. Брянск Конспект открытого.

Консультация для родителей «Игры с массажёром Су-Джок, направленные на развитие лексико-грамматических категорий у детей» «Игры с массажёром Су – Джок, направленные на развитие лексико-грамматических категорий у детей с ОНР» Общее недоразвитие речи (ОНР) –.

Методические рекомендации по обучению детей с ОНР формированию лексико-грамматических категорий имён существительных Словарный запас детей с ОНР в значительной мере состоит из имен существительных. Уточнение значений слов и расширение словаря является важной.

НОД по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Тема «Осень» Задачи. Образовательные: - систематизировать знания об осени и осенних явлениях; - обогащать и активизировать словарный запас по теме;.

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Перелётные птицы» Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. учитель-логопед: Ккутова Г. А. Тема: "Перелётные.

Упражнения по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Овощи»Упражнения по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Овощи» Упражнения по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи на тему: «Овощи». Цель: закреплять, уточнять и расширять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей по формированию словаря и грамматических категорий у дошкольников «Игра — дело серьезное»
Опубликовано: 24 ноября 2016 в 08:55
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей по формированию словаря и грамматических категорий у дошкольников «Игра — дело серьезное»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Шинякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД