екатерина захарова
Конспект ННОД с использованием элементов музейной педагогики в подготовительной группе «Знакомство с гончарным делом»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор конспекта непрерывной непосредственно образовательной деятельности – Захарова Екатерина Викторовна, воспитатель МБДОУ детский сад № 16 «Солнышко» комбинированного типа, г. Искитим.
Приоритетная образовательная область - Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие
Тема: Знакомство с гончарным делом
Публикация «Конспект ННОД с использованием элементов музейной педагогики в подготовительной группе „Знакомство с гончарным делом“» размещена в разделах
- Гончар. Знакомство с гончарным промыслом
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Цель: Расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества. Воспитывать уважение к людям труда. Продолжать знакомить детей с профессиями – профессия гончара. Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире - о посуде Расширять представления детей об истории создания глиняной посуды. Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах глины. Продолжать знакомить с культурными явлениями – музеем, его атрибутами, значением в жизни общества. Побуждать детей интересоваться смыслом слова: крынка, миска, кубышка, гончар, гончарный круг и т. д. Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова – прилагаельные от существительных. Продолжать учить детей выделять особенности каждого предмета. Обогащать сенсорный опыт, включать в процесс ознакомления с предметами движения рук по предмету. Воспитывать самостоятельность; учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы лепки. Развивать творчество детей.
Предметно – пространственная развивающая среда: экспонаты посуды из мини - музея группы, глиняная крынка, картинки и фотографии с изображением различных видов музеев, гончара и гончарного круга, глина для лепки, досточки для лепки, вода, тарелочки для воды
Ход занятия:
I. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Дети сидят на стульчиках или ковре.
Ребята, вы знаете, что такое музей? (ответы детей)
Музей – учреждение, которое хранит и изучает памятники истории, искусства, культуры и представляет их для просмотра людям. Музеи создают люди, которые долгое время собирают различные предметы, изучают их и устраивают выставки. Предметы, выставляемые в музее называются экспонатами. Музеи бывают разные. Это зависит от того, какие экспонаты хранятся в музее. Н. : музей древности, Музей древних книг, музей живописи, скульптуры; краеведческий музей (в который мы с вами ходили в прошлом году) и т. д. (показ фотографий и картинок)
Дети, а в нашей группе есть музей? (ответы детей). Правильно, ребята, в нашей группе есть мини-музей посуды. Давайте сделаем физминутку, затем пойдём в наш музей.
Физминутка:
Вот большой стеклянный чайник
Очень важный, как начальник (дети надувают щеки, ноги на ширине плеч, руки на поясе)
Вот фарфоровые чашки
Очень хрупкие, бедняжки (дети приседают, правая рука на поясе, левая опущена)
Вот фарфоровые блюдца
Только стукни, разобьются (руки в стороны, кружатся на месте)
Вот серебряные ложки (стоя на месте поднимают руки верх и делают «замочек»,
Вот пластмассовый поднос
Он посуду нам принес (берутся за руки и делают круг).
Давайте подойдём к нашему музею, и вы мне расскажите, какие виды посуды вы знаете (по назначению, из каких материалов изготовлена)
- Проводится д/и «Какой, какая, какое, какие?» (по теме «посуда»)
Спасибо, ребята вы много рассказали о посуде, а сегодня мы поговорим о посуде из …. А хотя, лучше я вам загадаю загадку о материале, из которого можно изготавливать посуду, и вы сразу всё поймёте:
Если встретишь на дороге,
То увязнут сразу ноги.
А чтоб сделать миску или вазу —
Она понадобится сразу. (глина)
II. Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Сегодня мы поговорим о посуде из глины. Первая глиняная посуда была не красивой, не прочной. Люди в древности смешивали глину с водой и высушивали. Но люди не знали, что не все сорта глины подходя т для изготовления посуды, поэтому посуда получалась не долговечной. Постепенно люди научились выбирать нужные сорта глины, правильно делать замес и к тому же они заметили, если заготовку обжечь в огне, она становилась прочнее.
Ребята, а как называется этот предмет посуды? (Демонстрируется крынка).кроме крынок на Руси изготавливали и другую глиняную посуду (миски, кубышки и т. д.) – показ экспонатов музея и фотографий. Глиняная посуда в Древней Руси была широко распространена, т. к. материал для её изготовления был легко доступен, и к тому же посуда из глины позволяла хорошо сохранять продукты. Например, молоко и сметану хранили только в глиняных крынках. (показ картинки)
Ребята, а вы знаете, как называют людей, которые изготавливают глиняную посуду? Это гончары. Сейчас эта профессия очень редкая! (показ фото гончара)
Гончары брали холодную, сырую, скользкую глину. Разминал, согревал её, пока она не становилась мягкой и податливой, как мы разминаем пластилин. Затем гончар ставил комок подготовленной глины на специальный станок – гончарный круг. На гончарном круге он придавал изделию нужную форму и размер. Гончарный круг бывает ручным и ножным (показ картинок). На ручном гончарном круге мастер одной рукой вращает ось круга, а другой придаёт форму посуде. На ножном - ногой вращает ось круга, а двумя руками формирует заготовку посуды. Затем посуду несколько дней сушат. Потом обжигают в специальной печи (показ иллюстрации). Изделия из глины после обжига называются керамикой. После того, как изделие обожгли, его раскрашивают и покрывают специальным лаком – глазурью. И только после этого посуда приобретает окончательный вид.
А как вы думаете, а легка ли работа гончара? Конечно же нет! Ведь какой долгий путь проходит глина, прежде чем стать такой красивой посудой. Сегодня я вам предлагаю побыть народными умельцами – гончарами. одевайте фартуки и садитесь за столы, гончарного круга у нас не, но есть умелые руки. Сегодня мы будем учиться лепить крынку. Она будет не такая большая, как в нашем музее, но очень похожа на неё. Какие правила мы должны соблюдать при лепке: не мешать товарищу и соблюдать тишину.
Давайте приготовим наши пальчики к работе:
Пальчиковая игра «Помощники» (речь с движением)
Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли.
Чайник, чашку, ковшик, ложку,
И большую поварешку
Мы посуду перемыли
Только чашку мы разбили.
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы дружно помогали.
(Н. Нищева)
Дети сжимают, разжимают кулачки.
Трут одной ладошкой другую.
Загибают пальчики по одному, начиная с большого.
Опять трут ладошки.
Загибают пальчики
Итак, ребята, у каждого из вас есть кусок глины, досточки для лепки и тарелочки с водой. Сейчас я включу русскую народную музыку, и мы преступим к лепке. (дети по образцу воспитателя лепят крынки)
III. Заключительная часть (рефлексивный этап)
Ну вот наши крынки готовы. Рассмотрите крынки своих товарищей и выберите из них, какие крынки вам больше нравятся. Вы все хорошо поработали. А скажите, можно ли сразу наливать в наши крынки молоко? Правильно, нельзя. Мы дадим нашим крынкам высохнуть, затем распишем их, покроем лаком и поместим в наш музей.