Лариса Дятленко
Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств и любви к малой Родине у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Воспитание патриотических чувств и любви к малой Родине у старших дошкольников».
Воспитатель : Дятленко Л. Н.
Цель:
- вызвать у родителей интерес к малой Родине;
- дать родителям знания о значении воспитания патриотических чувств и любви к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание патриотических чувств и любви к малой Родине у старших дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Родина, родной край. Консультации
- Старшая группа
- Темочки
Патриотические чувства – это любовь к родным местам,гордость за свой народ, ко всем окружающим родным и близким, желание сохранять и приумножать богатства своей Родины.
Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.
Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. Вспоминаются прекрасные строки из стихотворения З. Александровой : «Если скажут слово Родина, сразу в памяти встает: старый дуб, в саду смородина, толстый тополь у ворот…. Или степь от маков красная, золотая целина, Родина бывает разная, но у всех она одна!»
С младенчества ребенок слышит колыбельные песенки матери, родную речь, русские народные сказки, где добро побеждает зло. Ребенку открывают глаза в окружающий мир, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают маленького слушателя, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями народа».
Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране.
В раннем возрасте мир ребенка восхищает природа родного края – это река, лес, поле. Появляются любимые уголки для прогулок, для игры, любимое дерево и кустик, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки с родными людьми, остающимися в памяти на всю жизнь. Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Только без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное,характерное.
«Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.» Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина.
Взрослый человек выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие. При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств и любви к малой Родине происходит в следующей последовательности:
-сначала воспитывается любовь к родителям и родному дому;
-детскому саду;
- к родному городу;
- к огромной стране.
Итак, мы учим ребенка с первых лет, жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая,семейные праздники, чтить память погибшим войнам. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств.
Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Педагог может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно.
При ознакомлении детей с трудом взрослых очень важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично к какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика. В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию.
Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться.
Одна из любимых книг детей – книга Льва Кассиля «Твои защитники». Каждый рассказ в ней пример героизма.
Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы, традиции, с которыми педагог знакомит детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство проявляющееся каждодневно. Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к прошлому своего народа.
Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинными патриотами. Любовь к малой Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и желание, потребности трудиться, на благо отечества, бережно относиться к его богатствам.
Дела ребенка дошкольника невелики и не сложны, однако они имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать что – нибудь для коллектива, для детского сада. Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, личный пример. Весной организуется субботник по уборке и озеленению двора, улицы, на которой живет ребенок. «Бери, сынок, лопату, пойдем работать во двор», - говорит отец. И на следующий день, придя в детский сад, сын с гордостью скажет: «А мы вчера с папой во дворе посадили куст сирени!» Участие в общих делах воспитывает в ребенке хозяина своей страны. Хозяина любящего, заботливого.
Таким образом, труд с общественной мотивацией нужно организовать и в детском саду, и дома так, чтобы он был систематическим, посильным. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других, всего коллектива. Все сказанное имеет прямое отношение к воспитанию патриотических чувств и любви к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста.