Якубова Евгения
Консультация для родителей «Роль дидактических игр в сенсорном воспитании детей»
▼ Скачать +Заказ
Консультация для родителей на тему :
«Роль дидактических игр в сенсорном воспитании
детей младшего возраста».
Сенсорное воспитание детей занимает одно из главных направлений в воспитании.
Публикация «Консультация для родителей „Роль дидактических игр в сенсорном воспитании детей“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
С детьми младшего возраста сенсорное воспитание создается через предметную деятельность. Изначально ребёнок просто управляет предметами. Конечно же, об исследовательских действиях здесь не может быть и речи. Первыми игрушками ребёнка являются разноцветные яркие игрушки- 25 погремушки. С ними, ребёнок воспринимает цвет, форму, звучание предметов. Ориентировочно с 1,5 лет можно внедрять в словарь ребёнка названия цветов, форм предметов, даже высоту звуков. Однозначно, ребёнку ещё очень трудно различать и называть все цвета и оттенки палитры, достаточно, чтобы ребёнок данного возраста знал четыре основных цвета, соединение которых и образуют спектр: красный, жёлтый, зелёный, синий. Форма предметов тоже сводится к трё м основным: круг, квадрат, треугольник.
С данного возраста идеальным средством сенсорного воспитания будут такие дидактические игры и игрушки как : пирамидка (идеальная, универсальная игрушка, логика, логические кубы и их разновидности, вкладыши, детские пазлы и т. д. Играя в пирамидку, ребёнок усваивает цвет и величину предметов.
Средство сенсорного воспитания у детей младшего дошкольного возраста – это природа. Осознание природного мира передается при помощи зрения, слуха, обоняния, осязания. В природе достаточно много всего интересного, за тем, что можно наблюдать, потрогать, понюхать, услышать. Уже с полутора лет, возможно проводить наблюдения за природными явлениями и играть с природными материалами.
В каждом времени года есть свои прекрасные моменты. Весной – явление первых цветов и зелени (обратить внимание, какой нежный зелёный цвет у травы и деревьев). Предложить послушать пение птиц, журчание ручейка. Позвольте ребёнку потрогать первую травку, встать в лужу и дотронутся до воды (в разумных пределах). Ещё, весной можно почувствовать лёгкое дуновение ветерка и т. д.
Летом – достаточно много цветов. Можно разглядывать цветы, определять их цвет, размер, форму, чувствовать запах цветов и т. д. Летом можно ходить босиком по траве или песку, можно даже прилечь в траве, понюхать запах травы. Это всё так же способствует сенсорному развитию 26 ребёнка. Если вы попали в лес, то там можно рассматривать грибы (они тоже разного цвета, формы и по-разному пахнут, можно собирать ягоды (помимо цвета, формы и размера ягоды можно попробовать и на вкус). Кроме того, летом можно поиграть с песком и с водой – это тоже будет являться средством сенсорного воспитания. Можно трогать песок руками, мять его, пересыпать.
Осень – благоприятная пора для сенсорного восприятия. Столько вокруг ярких красок, шороха листвы, различных запахов. Так, в лесу или в парке ребёнка обучают различать окраску осенней листвы.
Зима – не менее важный сезон для прогулок и наблюдений. Главное зимой – это игры со снегом. Контактируя со снегом, дети изучают свойства снега. В младшем возрасте дети обязательно должны ощутить снег, чтобы определить липкий он или нет, определить, какой снег холодный, мягкий и пушистый.
Следующее средство сенсорного воспитания младших дошкольников – творческая деятельность дошкольников. Прежде, чем, что - либо нарисовать или слепить, необходимо исследовать предмет и определить его особенности. Например, при рисовании яблока осмотрите с ребёнком предмет, обратите внимание, во - первых, на контур, предложите обвести его пальцем, затем на части предмета (само яблоко, веточка, листик, какого они цвета и формы.
И ещё одно важное средство сенсорного воспитания – трудовая деятельность. В этих действиях задействована масса анализаторов – прежде всего, тактильные анализаторы, не стоит забывать об обонянии (например, помидоры и перец по-разному пахнут) и зрении (цвет растений, форма стаканчиков и т. д.)
Ещё одно средство сенсорного воспитания – дидактические игры. По характеру используемого материала различают следующие виды дидактических игр : с игрушками и предметами, настольно – печатные, словесные.
В играх с предметами берутся игрушки и реальные предметы. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их отличительными чертами: цветом, величиной, формой, качеством. Детям младшей группы можно предложить такие игры как: «Построй башенку», «Собери матрешку», «Собери пирамидку», «Разложи шарики (кубики) по цвету» и т. д.
Настольно-печатные игры также различны по видам: двойные картинки, лото, домино. Например, игра «Подбери рисунок по парам». Самое простое задание в данной игре – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др. Игра на различение четырех основных цветов: «Спрячь мышку», игра «Подбери фигуру», направленная на закрепление знаний о геометрических фигурах.
В младших группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукового произношения, уточнение, закрепление и активацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве. С детьми данного возраста можно играть в «Подскажи» (при чтении знакомых сказок, потешек, стихотворений, «Чудесный мешочек» – ребенок на ощупь определяет и называет предмет.
Итак, роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра дает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и увеличить его кругозор. Можно с уверенностью сказать, что основной формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр, возможно, добиться сенсорного развития. На специальных занятиях, участвуя в дидактических играх, дети усваивают сенсорные впечатления, учатся их осознавать, систематизировать, расширять и использовать на практике.