Акимова Валентина
Консультация для родителей «Рекомендации по домашнему чтению»
▼ Скачать + Заказать документы
Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.
В первую очередь нужно построить работу таким образом, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, дети имели возможность каждодневного общения с книгой, могли развивать свои литературные интересы.
Публикация «Консультация для родителей „Рекомендации по домашнему чтению“» размещена в разделах
Слушая сказку или книжку, смотря мультфильм или спектакль, ребёнок бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним все события, о которых ведётся повествование. Если такого сопереживания не происходит — книга или фильм проходит мимо ребёнка, не оставляя следа в его душе. Поэтому, выбирая книги и фильмы для малыша, важно обращать внимание, прежде всего на то, каковы их герои (к чему они стремятся, как поступают, в какие отношения вступают с другими персонажами, и на то, насколько живо, интересно и талантливо они изображены (иначе сопереживание не возникнет)
Существуют правила, которые сделают чтение вслух привлекательным для ребенка:
1. Показывайте ребенку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребенок это почувствует и утратит интерес к чтению.
2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Он должен знать, что книга - это не игрушка. не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевертывать страницы. После рассматривания убирайте книгу на место.
3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком. Взрослый во время чтения должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочитанного. В этом случае ребенок чувствует, что повествование обращено к нему, а нам видно, какие чувства вызывает у него то, о чем вы читаете.
4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Роль чтеца при организации домашнего чтения трудно переоценить. Именно от него зависит, какую атмосферу, какое настроение он создаст, как будет направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их. В процессе чтения нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, иногда можно попросить просто молча "слушать себя". Слово "слушать" означает не только физический слух, но и способность чувствовать, ощущать "внутренние звуки" - это ощущения, которые могут быть разными: от легкости, приятного тепла, "мурашек" до покалывания, чувства тяжести, неприятных ощущений.
5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая малышам стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не перебарщивайте.
6. Сокращайте текст, если он слишком длинный. Коротко перескажите окончание. В процессе рассказывания недопустимы пропуски, затянувшиеся паузы.
7. Читайте книги всегда, когда ребенок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него - нет.
8. Читайте малышу вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребенок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители.
9. Не уговаривайте послушать, а "соблазняйте" его. Полезная уловка: позвольте ребенку самому выбрать книгу.
10. С раннего детства ребенку необходимо подбирать его личную библиотеку. Ходите с ребенком в книжный магазин, библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно.
11. Не отрывайте ребенка от чтения или рассматривания книги с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.