Приложение МААМ

Консультация для родителей на тему «Развитие речи детей 4–5 лет»

Ольга Лаптяйкина
Консультация для родителей на тему «Развитие речи детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы

Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания.

Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.

Психологические исследования показывают, что дети средней группы более

любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной

Темочки:

действительности, нежели их младшие друзья, поскольку ближе к 5-ти годам:

приобретаются навыки связной речи (последовательное наиболее полное

выражение своих мыслей);

расширяется словарный запас: пополняется активный словарь (слова,

которые часто употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь (ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить смысл);

речь постепенно становится грамматически оформленной (правильное и уместное употребление слов).

Кроме того, в этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речи

окружающих, чем старше становится ребёнок, тем большее влияние на его речевое

развитие оказывают семейное и общественное воспитание.

В возрасте 4-5 лет у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие 2-х, 4-х стишья. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребёнка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.

Увеличение активного словаря (от 2900 и 3000 слов к концу года) создаёт ребёнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: например, неправильно изменяют глаголы «хочут» вместо «хотят» и т. д. Мы взрослые, педагоги и родители должны исправлять подобные речевые «ляпы» и предлагать правильный образец употребления слов.

Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка

обязательно приведет к положительным результатам. Ведь речевой уровень

культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы

и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически

правильной речи.

На что необходимо обращать внимание родителям, в первую очередь!

1) Развитие интонационной выразительности речи.

Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти

годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании

стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью,

невыразительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что

дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний.

Попробуйте прочитать ребё нку один и тот же текст по-разному: монотонно и с

интонацией. Ребёнок сразу же заметит разницу. Поэтому так важно при чтении

литературных произведений детям, обращать внимание на выразительность, темп

своей речи, учить распознавать интонации по эмоциональному фону и

тренироваться в их употреблении. Для этого прекрасно подходят ролевые игры или

совместное обыгрывание известных ребенку сказок.

2) Художественное слово в воспитании дошкольников.

Развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение

внимательно слушать произведения художественной литературы,

сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту необходимые условия не

только для расширения кругозора, но и для общего развития ребенка.

Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам

для решения этой задачи. Больше читайте, придумывайте совместно сказки и

рассказы, обсуждайте явления природы, разучивайте стихи – это поможет ребенку

не только овладеть грамотной речью, но и значительно расширит его

познавательные способности.

3) Речь и мелкая моторика рук.

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию

мелкой моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук,

затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой

зависимости от степени сформированности мелкой моторики. В домашних

условиях развитие мелкой моторики может быть не только интересным занятием,

но и полезным делом. Прополка грядок, сбор ягод, лепка пельменей, плетение кос,

распутывание ниток, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных

поделок, лепка и т. д. – подарят радость от совместной работы Вам и вашим детям,

а так же решат одну из задач развития речи.

Упражнения для развития речи дошкольников :

1. Учить подбирать определения и эпитеты – ( Какие бывают собаки: большие, маленькие, санитарные, служебные);

2. Узнавать предметы по описанию – (Зеленая, кудрявая, белоствольная. Что это? – Береза);

3. Подбирать действия к предмету – (Ветер, что делает: воет, парус надувает, листья срывает);

4. Подбирать предметы к действию - (На небе сверкает землю согревает. Что это? - Солнце);

5. Подбирать действия к объекту - (Кто или что плавает? Летает? - Рыба, самолет, бабочка, листья);

6. Подбирать обстоятельства - (Трудиться можно как? - Хорошо, спустя рукава, быстро);

7. Подбирать синонимы - (Большой, огромный, громадный);

8. Находить пропущенные слова - (Пришел почтальон, он принес);

9. Распространять и дополнять предложения - (Кошки взобрались па дерево. Какое? Зачем);

10. Называть составные части целого - (Дерево - ствол, ветки, сучья);

11. Упражнять в названии антонимов (день - ночь, печаль - радость);

12. Упражнять детей в правильном склонении существительных (род, число, падеж). То есть воспитывать грамматически правильную речь. Взрослый называет животного, а ребенок его детеныша (курица - цыплята, лошадь - жеребята). Причем в различных падежах и множественном числе, т. к. это является распространенной ошибкой у малышей;

13. Подбирать слова: шить… платье, штопать… носки, завязывать… шнурки, вязать… шарф;

14. Составлять фразы: срубленный, бегущий, висящий, жуткий, холодный…;

15. Про что можно сказать: холодный -, холодная -, холодное -…;

16. Произносить предложение (“На улице идёт дождь”) по- разному: радостно (и почему, грустно (и почему, удивленно (и почему);

17. “Новые слова" - у лисы длинный хвост - как одним словам сказать - длиннохвостая; а у мальчика длинные ноги - длинноногий;

18. «Кто что делает?» Показать картинки с изображением трудовых действий людей и спросить: что делает мама, мальчик, дядя, дворник, садовник и т. д.

19. Программа требует приучать детей правильно называть предметы обстановки, вещи личного обихода, качество предметов, овощей, фруктов, ягод (цвет, величина, форма, вкус и т. д.).

20. Дети этого возраста должны уметь отвечать на вопросы, назвать и рассказать об игрушке, пользоваться словами в правильной грамматической форме, внятно произносить слова и звуки. В этом возрасте дети могут выполнять более сложные игровые действия и правила, регулирующие взаимоотношения между играющими.

21. «Что изменилось». Выложить в ряд несколько предметов, игрушек. Ребёнок закрывает глаза, взрослый меняет местами 2 игрушки или убирает 1 предмет. Ребёнок говорит, что изменилось.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие речи и мелкой моторики ребенка с помощью конструирования из деревянных кубиков»Консультация для родителей «Развитие речи и мелкой моторики ребенка с помощью конструирования из деревянных кубиков» Цель: помочь родителям привлечь своих детей к приобретению конструкторского опыта. Задачи: 1. Развивать с помощью конструирования активный.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Консультация для родителей и воспитателей на тему «Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей на тему: " Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста" При развитии речевого слуха работа.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для родителей «Развитие речи детей 3–4 лет» Развитие речи дет"ей 3-4 лет происходит особенно быстро. Ребёнок к 3годам почти усваивает свой родной язык. активный словарь доходит до 100.

«Развитие речи детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Развитие речи детей дошкольного возраста растет пропорционально накоплению нового опыта и наблюдений. Малыш начинает учиться сравнивать,.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Развитие речи детей 4–5 лет. Консультация для родителей Развивая речь - мы вступаем на путь познания Развивая мысль - мы приближаемся к знанию А. П. Кондарев Речевое развитие - одна из важнейших.

Влияние родителей на развитие речи детей Консультация на тему: Влияние родителей на развитие речи детей. Развитие речи является - одной из основных задач дошкольного образования.

Автор публикации:
Консультация для родителей на тему «Развитие речи детей 4–5 лет»
Опубликовано: 19 октября 2020 в 20:12
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей на тему «Развитие речи детей 4–5 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Лаптяйкина (УИ 807547) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД