Анастасия Лазарева
Консультация для родителей «Природный мир в детской художественной литературе»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольники знакомятся с живой и неживой природой. У них создаются представления о сезонных изменениях в природе, о жизни животных (диких и домашних, растений. У старших дошкольников на основе полученных знаний формируются реалистическое понимание природы, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически воспринимать и оценивать явления природы.
Разные литературные жанры в зависимости от своей художественной специфики по-разному воздействуют на детей.
Публикация «Консультация для родителей „Природный мир в детской художественной литературе“» размещена в разделах
Русская народная сказка с ее богатством красочных описаний, с яркой характеристикой персонажей, лирическими вставками, повторами раскрывает ребенку взаимосвязь природы и человека. Природа всегда помогает положительным персонажам. Сказочные образы дают представление о морали, справедливости.
Воспитанию нравственных чувств, гуманизма, любви к окружающему способствуют рассказы о природе, например «Лесные домишки». «Чей нос лучше», «Чьи это ноги?» В. Бианки, «Золотой луг», «Разговор деревьев» М. Пришвина, «Волчишко», «Еж», «Медвежонок», «Четыре художника» Г. Скребицкого, «От весны до весны» И. Соколова-Микитова и др. Мир природы представлен здесь в интересных сюжетах, вызывающих добрые чувства, ласковые улыбки, смех. Рассказы М. Пришвина открывают детям интересное в самом казалось бы неприметном. Они написаны просто, поэтично, язык их близок к народной речи. Большой мастер короткого рассказа, страстно влюбленный в природу. Пришвин передает свои знания и любовь к детям.
Почувствовать красоту природы, увидеть в ней поэтическое начало помогают лирические стихи, где художественный образ создается с помощью таких изобразитебльно-выразительных средств, как ритм, рифма, звуковая инструментовка (аллитерация, ассонанс, звукоподражания). Эти средства требуют для создания образа определенного отбора слов с учетом их смысла, звучания, эмоциональных ассоциаций. Настроение в стихах передается особенностями ритма, поэтому восприятие их отличается от восприятия прозы. Ребенок, слушая стихи, замечает рифму, своеобразие построения строф. Поэтические произведения не только обогащают знаниями, они воспитывают, как отмечал К. Д. Ушинский, «чутье к звуковым красотам русского языка». Интересен и своеобразен цикл стихов С. Я. Маршака «Круглый год». В нем даются характерные признаки каждого месяца. («Дуют ветры в феврале». «Рыхлый снег темнеет в марте» и т. д., говорится о труде человека в разное время года («Сенокос в июле», «Ясным утром сентября хлеб молотят села» и т. д.) В отличие от повествовательного жанра (рассказа, где на первом месте фабула, развитие действия в поэтическом жанре воспринимается, прежде всего, настроение, характер передачи темы.
Эстетическое, нравственно-эмоциональное восприятие природы усиливается благодаря художественному слову, помогающему почувствовать красоту окружающего мира, увидеть неисчерпаемое разнообразие красок. Например, при рассматривании березы можно вспомнить стихотворение П. Прокофьева «Люблю березу русскую, то светлую, то грустную», при рассматривании осины — стихотворение И. Токмаковой «Зябнет осинка, дрожит на ветру, стынет на солнышке, мерзнет в жару.», при наблюдении за цветами - загадать загадку «Стоит в саду кудряшка, сердечко золотое, что это такое?» (ромашка, при наблюдении за порхающей бабочкой - «Спал цветок и вдруг проснулся, больше спать не захотел, шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел» и т. п. Стихи, загадки вызывают у детей желание узнать больше об окружающем, выяснить непонятное, развивают чувство доброго, бережного отношения к природе, ко всему живому.
Рассказы о природе обогащают речь детей образными выражениями, красочными эпитетами, сравнениями. Беседуя о прочитанном, важно обращать внимание на своеобразие авторской речи, на ее метафоричность. Например, знакомя детей с рассказом М. Пришвина «разговор деревьев», можно спросить:
Как автор рассказывает о солнечном дне летом? («Лепетали осинки, важно раскачивались папоротники.»)
Как говорится о солнечном дне осенью? («Разноцветные осинки будто вышли на солнышко погреться.»)
Что говорит автор о весеннем дне? («Береза белая с другой березой белой издали перекликаются, осинка молодая вышла на полянку, как зеленая свечка, зовет к себе такую же зеленую свечку-осинку, помахивая веточкой, черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками.»).
Детям важно помочь понять метафору, почему автор говорит, что осинки «лепетали, вышли на полянку, перекликались». Поняв и запомнив образные объяснить выражения, дошкольники используют их в своей речи.
Эмоциональное отношение к природным явлениям, развитие нравственно-этических чувств, обогащение словарного запаса еще более эффективно осуществляется при ознакомлении с поэтическими произведениями и разучивании их наизусть. Стихи о природе раскрывают в поэтическом образе то, что остается ребенком незамеченным при наблюдении окружающих явлений. Они воздействуют на чувства, воображение, развивают и закрепляют умение вслушиваться в поэтическую речь, обогащают собственную речь ребенка.
Художественная литература открывает ребенку удивительный, прекрасный и многообразный мир.
Знакомя детей с произведениями о временах года, следует показать разнообразие писательского мастерства при передаче образа весны, осени, зимы, лета. Чувство восхищения красотой, поэтичностью родной природы вызывает у нас рассказ Г. Скребицкого «Четыре художника». Праздничное, радостное чувство мы испытываем, читая стихотворение И. Бунина «Листопад», и, наоборот, задумчиво-грустное при чтении стихотворения А. Пушкина «Уж небо осенью дышало». Восхищение картинами зимней природы и в то же время сожаление («Стали дни короче, солнце светит мало») вызывает поэтический образ зимы у И. Сурикова.
Важно помочь ребенку почувствовать и понять настроение стихотворения, характер художественного образа, научить передавать основную авторскую тональность. Так, читая «Сельскую песню» А Плещеева, передать радость от прихода весны, появление зеленеющей травки, блеска солнышка, возвращения ласточек из теплых краев. При чтении «Поет зима - аукает» С. Есенина интонацией подчеркнуть тревогу, волнение за зимующих птиц («Воробушки игривые, как детки сиротливые, прижались у окна»).
При разучивании стихотворения ребенку нужно помочь понять художественный образ, музыкальность стихотворной речи, помочь разобраться в смысле каждой фразы, чтобы избежать бездумного проговаривания текста, научить пользоваться смысловым ударением, паузами, интонацией, соответствующими содержанию.
Развивать умение выразительно, эмоционально рассказывать о природных явлениях помогают занятия по пересказыванию литературных произведений, например «Купанье медвежат» В. Бианки, «Медвежата» Е. Чарушина.
В результате слушания художественных произведений, разучивания наизусть, пересказывания обогащается образное мышление, становится выразительнее детская речь. Все это проявляется, совершенствуется и закрепляется в творческих рассказах, которые свидетельствуют о степени развития самостоятельности художественно-речевой деятельности.