галина степаниченко
Консультация для родителей «Подготовка детей к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила :
Степаниченко Галина Геннадьевна,
воспитатель МАДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида №14
г. Шебекино Белгородской области»
Подготовка детей к школе – очень актуальная проблема для родителей, чьи дети посещают старшую и подготовительную группы детского сада. Учитывая то, что одних детей готовят к школе в детском саду, других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед учителем младших классов встает задача "выровнять" их знания и умения. Между тем это не основная проблема, на которую жалуются учителя. У детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки.
Темочки:
Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию "готовность к школе" различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учебы. Однако согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника. Физиологами доказано, что уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, у которого этот уровень достаточно высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма.
Для успешного обучения в школе старшему дошкольнику необходимо обладать довольно высоким уровнем развития зрительно-моторной координации - он должен уметь четко согласовывать мелкую моторику пальчиков с движением глаз. Все эти навыки просто необходимы при обучении письму, уровень развития речи и мышления также во многом зависит от степени развития мелкой пальчиковой моторики.
Программа дополнительного образования «Подготовка к школе» разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом на основе развивающей программы по подготовке к школе «Готовим пальчики к письму» Е. А. Максимовой.
Главной целью настоящей программы является создание условий, способствующих развитию мелкой моторики для подготовки детей дошкольного возраста к овладению письмом.
Задачи:
1. Способствовать развитию мелкой моторики рук: развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
2. Совершенствовать движения рук и развитие психических процессов:
- произвольного внимания;
- логического мышления;
- зрительного и слухового восприятия;
- памяти, речи детей.
3. Формировать и совершенствовать пространственные представления:
- ориентацию на листе;
Программа базируется на следующих принципах:
- принцип системности и последовательности опирается на представление о том, что формирование графомоторных навыков – это сложная функциональная система, компоненты которой находятся во взаимодействии; процесс подготовки к письму предполагаем воздействие на механизмы, необходимые для овладения письмом, создание условий для накопления двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости;
- принцип единства диагностики и педагогического процесса - результаты обследования определяют пути работы с воспитанниками в виде перспективного плана;
- принцип сотрудничества воспитателя и родителя, родителя и реб нка – позиция родителя как равноправного участника педагогического процесса;
- принцип развития - предполагает в процессе педагогической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития реб нка; организация педагогического воздействия осуществляется с уч том ведущей деятельности реб нка - игры.
Особенности развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно в 6-7 летнем возрасте в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы, к этому возрасту, ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыков письма, а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.
Рука ребенка дошкольника физиологически несовершенна: слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев. Наблюдения за детьми показывают, что им трудно правильно держать карандаш. Кроме того, заметен несоответствующий работе мышечный тонус. У одних детей можно наблюдать слабый тонус мелкой мускулатуры, что приводит к начертанию тонких, ломаных, прерывистых линий, у других, наоборот, повышенный и в этом случае рука ребёнка устаёт быстро, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.
Программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в дошкольном образовательном учреждении и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.
К концу первого года обучения воспитанник будет знать:
-правила и различные виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная, по уменьшающемуся и увеличивающемуся контуру);
-гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);
-правила работы с тетрадью.
Воспитанник будет уметь:
-правильно сидеть за столом во время письма;
-правильно располагать рабочую тетрадь;
-правильно держать карандаш;
-проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые);
-проводить линии в разных направлениях;
-обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги;
-ориентироваться на листе бумаги в клетку;
-ориентироваться на плоскости и решать логические задачи.
Развитие мелкой моторики и подготовка руки ребенка к письму способствует лучшему освоению образовательной программы и формированию следующих интегративных качеств ребенка: - у ребенка сформированы основные физические качества и потребности в двигательной активности;
- самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры,
соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
- интересуется новым, неизвестным в окружающем мире;
- способен самостоятельно действовать;
- в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому;
- принимает заинтересованное участие в образовательном процессе;
- умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Подготовка руки к письму осуществляется в следующих формах работы:
Рисование по клеточкам по слуховому восприятию.
Эта работа предполагает систему приёмов и заданий от простого к сложному. Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, особенности слухового и зрительного восприятия занятия проводятся в тетради в крупную клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умения ориентироваться в пространстве.
На первом этапе ребёнок знакомится с тетрадью в клеточку, рабочей строкой затем учится выполнять задания в ограниченном пространстве-клетке, совершенствует умения измерять условной меркой-клеткой.
В последующем задания усложнятся, постепенно к сложным слуховым диктантам переходим после того, как у детей уже сформировались достаточно чёткие пространственные ориентиры и они свободно воспринимают слуховые задания. Перед выполнением задания психологический настрой, а после выполнения - упражнения для кистей рук. Задания можно выполнять различным материалом: шариковой ручкой, фломастером, простым или цветным карандашами.
Все знания и умения, полученные на занятиях кружка "Ловкие пальчики" дети закрепляют в свободной деятельности. Для этого в группе помещены тетради и листочки в клеточку, ручки, карандаши, образцы различных заданий.
Пальчиковая гимнастика.
Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая, не только, оказывает благоприятное, влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. "Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук, чтобы размять пальчики, для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Время проведения 3 - 7 минут. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и др.
Графические упражнения. Штриховка.
Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными, действиями также способствуют графические упражнения.
Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.
Правила штриховки:
Штриховать только в заданном направлении.
Не выходить за контуры фигуры.
Соблюдать параллельность линий.
Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.
Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.
Методическое обеспечение
Занятия по подготовке детей к обучению письму проходят во второй половине дня 2 раза в неделю. Кружок посещают дети, начиная с 5-ти лет. Длительность посещения кружка два года. Дети старшей группы занимаются -25 минут, подготовительной группы -30 минут.
Методы работы
-наглядный метод обучения и метод практических действий.
-ориентировочно-исследовательская деятельность.
-методы проблемно-поискового характера.
-моделирование и кодирование информации
Работа детей оценивается в течение всего периода обучение. Оценивая их, педагог учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка. Основным показателем полученных результатов является сумма необходимых знаний, умений и навыков, которым ребенок должен овладеть за определенное время.
Критериями оценки могут быть игры в процессе занятий, позволяющие детям самим оценивать собственные достижения, а также тестовые задания в начале и конце учебного года, определяющие уровень их развития.