Наталья Киреева
Консультация для родителей «Особенности психического развития ребёнка младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: данная статья посвящена особенностям психо -эмоционального развития детей в возрасте 3-4 лет, формированию познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: ситуативное поведение, кризис трёх лет, феномен «Я-сам», психологические новообразования, инстинкт самосохранения.
Младший дошкольный возраст определяется рамками от 3х до 4х лет.
Публикация «Консультация для родителей „Особенности психического развития ребёнка младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Отличительной особенностью психики ребёнка данного возраста является единство эмоционального и действенного отношения к воспринимаемому миру. Поведение малыша можно назвать ситуативным – каждый предмет, который видит ребенок, вызывает у него интерес. Как правило, желание изучить предмет, «руководит» поведением ребёнка. Вопросы ребенка младшего дошкольного возраста звучат : «А что это?», «Почему?», «Зачем?», «Откуда?», «Куда?», «Сколько?» и т. д. Следовательно, что на эти вопросы ребенок ждет и ищет ответы у своих ровесников, у взрослых, у родителей, у воспитателей. Ему интересно все новое и неизведанное.
У ребёнка в активной фазе находится потребность признания его личного пространства, он становится очень любопытный.
Психологическим новообразованием раннего детства является осознание себя как субъекта действия, ребёнок отделяет себя от окружающих. В этот период происходит формирование индивида. Ребёнок начинает сравнивать себя с другими людьми: внешность, поступки, эмоции.
Развитие ребёнка в таком ключе приводит к кризису трёх лет.
Симптомы этого кризиса описал в своих работах Л. С. Выготский.
1. Негатевизм – стремление сделать что-то вопреки взрослому.
2. Упрямство – ребёнок требует то, что захотел изначально.
3. Строптивость направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трёх лет.
4. Своеволие – стремление к самостоятельности.
5. Протест-бунт – постоянный конфликт с окружающими.
6. Симптом обесценивания – ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.
7. Деспотизм – ребёнок любыми способами пытается заставить родителей делать то, что он хочет. 1
В этом возрасте происходит становление самосознания ребёнка. В его речи чаще возникают слова «хочу», «не хочу», «буду», «не буду». Употребление данных слов становится осмысленным. Возникает так называемый феномен «Я-сам».
Для детей данной возрастной группы большое значение имеют собственные достижения. Результат своей деятельности должен носить только положительный характер и это должно сопровождаться оценкой взрослых людей.
Интересы малыша перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. Он психологически выходит за рамки семьи. У ребёнка появляются друзья. А взрослые для ребёнка – это не только мама и папа, а носители общественной функции – воспитатель, продавец, дворник, врач. Происходит резкое расширение кругозора ребёнка. Этот момент важно не упустить родителям и всячески способствовать расширению знаний малыша.
Ведущую роль в познавательном развитии играет память. Она носит в основном непроизвольный характер, но под влиянием взрослого начинает складываться преднамеренное запоминание. Для ребёнка важно создавать наглядные модели, схемы, символы, планы. В памяти остаётся только та информация, запоминание которой не вызвало у ребёнка никаких внутренних усилий, а наоборот только интерес. Ребёнок формирует определённую базу знаний о явлениях окружающей среды, о самом себе, о функциях и свойствах отдельных предметов. При правильном развитии у малыша уже должны быть сформированы представления об основных цветах (красный, жёлтый, синий, зелёный); должен знать основные формы предметов (круг, квадрат, треугольник). Ребёнок может выбрать из двух предметов больший или меньший.
Внимание ребёнка трёх и четырёх лет непроизвольно. Обычно ребёнок может внимательно и с интересом заниматься не более 10-15 минут.
Мышление ребёнка наглядно-действенное. Он достигает поставленной цели путём манипуляции с предметами (игра с сортером, собирание пирамидки, складывание матрёшки).
Воображение в этом возрасте только начинает формироваться, у ребёнка это конечно же, происходит в игре. Малыш часто грая с одним предметом, выставляет его за другой, похожий по очертаниям. Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать. 2
В этом возрасте ребёнка активно развивается речь. Расширение словарного запаса позволяет ребёнку контролировать своё поведение, думать, фантазировать, реально осознавать свои действия. Ребёнок познаёт знаковую систему, которая становится мощным орудием мышления, управления собой, и, прежде всего, общения. 3
Малыши в этом возрасте очень эмоциональны. Они открыты миру, непосредственны, добрые, честные. Если они радуются, то радуются от всей души, если печалятся, то так рыдают, что слышат все вокруг, боятся до беспамятства, удивляются беспредельно. Дети ещё не научились обманывать ради выгоды. Как быстро могут заплакать, так и быстро успокаиваются и переключаются на что-то другое.
Важным новообразованием является появление инстинкта самосохранения. Появляются страхи, порой ничем не обоснованные.
По всем сторонам психического развития у ребёнка возникают новообразования различной степени и они характеризуются новыми свойствами и особенностями.
Список литературы.
1. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 20189 — 425 с. — ( Серия : Бакалавр. Академический курс).
2. Урунтаева Г. А "Дошкольная психология : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
3. b17.ru›blog/3678/ [/i]