Венедиктова Юлия Рафаилевна
Консультация для родителей «Фонематический слух — основа правильной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
С нарушениями детской речи сталкиваются практически все родители. Только редким единицам удается избежать тех или иных проблем, появляющимися при освоении малышами родного языка. Самые распространенные трудности появляются, конечно, со звуками. Сразу правильно и четко произносить все согласные получается далеко не у всех.
Родители часто жалуются - у моего ребенка "каша во рту", он пропускает, заменяет, переставляет звуки и слоги в словах. Например, вместо «колобок» вы будете слышать «коболек», вместо «магазин» – «зигизин», вместо «трамвай» – «транвай» и т. д. Виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух. Задача родителей состоит в том, чтобы как можно раньше заметить наличие подобных особенностей у своего ребенка и принять необходимые меры. Не до конца сформированный фонематический слух приводит к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью. Само по себе это не пройдёт. Своевременная помощь специалиста поможет исправить ситуацию.
Публикация «Консультация для родителей „Фонематический слух — основа правильной речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
Итак, что такое фонетический слух?
Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Существует огромное количество игр, заданий, упражнений, направленных на развитие фонематического слуха у детей, а также тренировки фонематического восприятия.
Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?» К четырем годам в норме ребёнок должен различать все звуки, у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребенок сохраняет структуру слова "кар-ти-на" - "ти-ти-на").
Игры на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия
1. «Кто самый внимательный»
Цель: закреплять умение дифференцировать неречевые звуки, развивать слуховое внимание.
Взрослый показывает деревянные, металлические ложки, стеклянные стаканы, бумагу, колокольчик, бубен, свисток и т. д.. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.
2. «Кто и как разговаривает?»
Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.
Материал: магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.
Взрослый включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.
Игра «Кто как голос подаёт» проводится аналогично. Включается аудиозапись со звуками лесных птиц.
3. «Угадай транспорт»
Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.
Материал: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.
Логопед включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, велосипед, самолет, трамвай).
4. «Где звенит?»
Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.
Дети стоят с закрытыми глазами. Взрослый с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.
5. «Громко-тихо»
Цель: различать на слух высоту и силу голоса.
Взрослый показывает двух зайцев. Один большой заяц на барабане стучит громко, другой маленький зайчик стучит тихо. Дети угадывают, какой зайчик стучит в барабан.
6. "Чья песенка?"
Цель: упражнять детей в дифференциации гласных звуков.
Взрослый раздаёт детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у; девочка плачет а-а-а; зубки болят о-о-о, птичка поёт и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а, у-у-у, о-о-о, и-и-и, а дети показывают соответствующие картинки.
7. «Отгадай, чей это звук?"
Цель: учить детей различать согласные звуки.
Взрослый раздает детям картинки с изображением коровы, дятла, барабана, самовара и объясняет: «Корова мычит м-м-м, дятел по дереву стучит д-д-д, барабан стучит б-б-б, самовар кипит п-п-п». Далее он произносит каждый звук (м-м-м, д-д-д, п-п-п, б-б-б, а дети поднимают соответствующие картинки.
8. "Угадай, кто сказал?"
Цель: учить детей различать высоту голоса.
Оборудование. Картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя» (Михайлы Ивановича, Настасьи Петровны, Мишутки).
Взрослый предварительно знакомят ребенка со сказкой. Затем произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайле Ивановичу. Ребёнок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, принятую в сказке.
9. «Назови звук»
Цель: совершенствовать фонематический слух, учить называть слова с определённым звуком в тексте.
Логопед читает стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, дети должны назвать слова, в которых есть заданный звук.
Жук
Жук жужжит в железной банке –
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука.
Две синицы
Две синицы прилетели на сосну,
Две сестрицы засвистели про весну:
— Сколько света! Сколько света!
Стала синей высота!
Скоро лето! Скоро лето!
Красота! Красота!
Заяц
Заяц, заяц,
Чем ты занят?
– Кочерыжку
Разгрызаю.
– А чему ты, заяц
Рад?
– Рад, что зубы
Не болят.
Валенки Валеньке
В магазине Веленьке покупают валенки.
Маленькие валенки до чего милы!
Но надела валенки маленькая Валенька -
Оказались валенки на нее малы.
10. «Исправь ошибку»
Цель: Совершенствовать умение различать на слух слова, звучащие неправильно. Развивать фонематический слух. Развивать чувство юмора
Логопед читает детям строчки из стихов, заменяя звуки в словах. Дети находят ошибку и исправляют её.
1. В огороде пасутся (розы,
В саду растут (козы).
2. Дедушку зовут (рука,
У него болит (Лука).
3. Зреет на кустах (Маринка,
Соберет ее (малинка).
4. Друг меня позвал на (пил,
Ел я торт и чай (пир).
5. У слона огромный (робот).
На заводе сделан (хобот).
6. Ползает у речки (мак,
Расцветает в поле (рак).
7. На конверт наклею (маску,
На лицо надену (марку).
11. Игра «Сколько звуков».
Цель: освоить навык анализа и синтеза.
Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество, повторят их.
12. Игра «Похлопаем».
Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.
13. Игра «Отгадай слово».
Ребенку предлагают слова с пропущенным звуком – их нужно отгадать. Например, из слов убежал звук «л» (. ампа, мы. о,. ук, кук. а, мас. о).
14. "Кто первый?"
Цель: учить выделять ударный гласный в начале слова и соотносить его с символом.
Оборудование. Символы звуков У, О, А, И, Э, предметные картинки утка, ослик, аист, иволги, эму.
Взрослый показывает ребенку картинку, обозначающую, слово, которое начинается с ударного гласного а, у, о, и или э. Ребенок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «Удочка». Затем выбирает из символов тот, который соответствует начальному гласному в слове.
15. «Включи голосок - выключи голосок».
Цель: развитие голосового аппарата и фонематического слуха. Упражняться в произношении слов и фраз с различной скоростью и громкостью.
Дети заучивают чистоговорку (с учётом отрабатываемого звука).
Например, при отработке звука л можно использовать такую фразу: «Мила в лодке плыла, кока-колу пила».
Ужа ужалила ужица,
Ужу с ужицей не ужиться.
Предложить произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громко.
Предлагаемые игры можно варьировать в зависимости от ваших возможностей и фантазии. Не бойтесь импровизировать - это сделает ваши занятия с ребенком более интересными и полезными. Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия. Пусть будет весело и интересно!