Марина Ноздрачева
Консультация для родителей «Давайте научим детей любить природу»
▼ Скачать + Заказать документы
Все чаще мелькает в печати выражение «хищническое, жесткое отношение к природе». Почему же человек – «венец всего живого» – приобретая силу и власть над миром природы, все меньше ценит и уважает ее?
Воспитание злобы или добра начинается в раннем детстве, задолго до того, как малыш скажет «мама» или начнет ходить. Его погремушки изображают рыбку, птичку, на его чашке или распашонке нарисованы цыплята, мишки, зайчики. Малыш замечает, что первое живое существо, которое не похоже ни на маму, ни на папу, это кошка, собака, птица.
Публикация «Консультация для родителей „Давайте научим детей любить природу“» размещена в разделах
В мире природы ребенок начинает свое путешествие в познание. Этот мир волнует его, будит интересы, воображение, фантазию. Много конкретных и доступных знаний приобретают дети, наблюдая работу старших на участке и принимая в ней участие. Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту живой природы : любоваться пестрым оперением птиц, радоваться их пению, удивляться догадливости собаки. В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю.
Есть и еще одна очень важная задача, для решения которой нужно стараться всеми силами приблизить детей к живой природе, – воспитание доброты, человечности. Если ваш маленький сынок схватил котенка за хвост и смеется, видя мучения животного, не умиляйтесь его веселью. Имейте в виду: воспитание уже началось. Плохое воспитание. Ребенок должен жалеть живое существо, если ему больно. Мы, взрослые, отвечаем за любые слова, произнесенные в присутствии детей, и за все поступки, совершенные при них в отношении живых существ. Нам надо учить малыша любить и уважать все живое : цветок, птицу, щенка и лягушку, защищать их. Как же передать все это детям? Прежде всего, мы сами должны научиться любить животных.
Ребенок должен получать первоначальные знания о живых существах. Источники этих знаний – художественная литература, рисунки, на которых
изображены животные, телепередачи, а самое главное – непосредственное общение с ними.
Детям можно рассказывать о животных по разному: весело и озорно, как Миян в «Вини-Пухе»; достоверно, как В. Бианки и Г. Скребицкий; поучительно, как И. Тургенев в рассказе «Воробей»; Л. Толстой в рассказе «Орел»; Д. Мамин-Сибиряк в «Серой Шейке»; И. Гарин-Михайловский в рассказе «Тема и Жучка» и т. д.
Хорошо, если вы побеседуете с малышом о прочитанном. Ребенок с вашей помощью получит представление о переживаниях животных; горе и радости, страхе и боли.
И умом, и сердцем учатся малыши понимать животных, общаясь с ними. Итак, дорогие родители, возьмите своих детей и пойдите с ними в парк, сквер, на берег реки, в лес, в поле. В солнечные деньки обратите внимание на паутинки, на паучка на них, понаблюдайте за ним. Расскажите ребенку о пользе паука, уничтожающего мух. Поговорив о птицах, зимующих и перелетных, предложите подкормить их. Прибейте кормушку, привлекайте детей к посильной помощи. Подкармливая птиц, ребенок приучается заботиться о тех, кто слабее его.
Несомненно, что возможностей для общения с живой природой у сельских детей больше, чем у городских. Но даже родители, живущие в деревне, должны прикладывать усилия, активно участвовать в таком общении. Для сельских детей домашние животные – куры, козы, коровы – часть их естественного окружения. Общение с ними помогает воспитывать у детей трудолюбие, ответственность, так как дети рано включаются в общую для семьи хозяйственную деятельность.
Не забывайте, что ребенок постоянно находится в мире игры. И хорошо умея обращаться с животными, он тем не менее включает их в свои игры как партнеров, не всегда учитывая, что они живые. Дайте дошкольнику понять, насколько животным нужны забота, любовь и доброе отношение. Конечно, правильное обращение ребенка с животным само по себе не решит всех проблем воспитания. Но несомненно, что общение с живой природой сыграет важную роль в становлении личности маленького человека.