Татьяна Гришанова
Консультация для родителей «Учите детей любить живое!»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
для родителей
«Учите детей любить живое!"
Составила воспитатель ГБДОУ ЦРР д/с №23 Красносельского р-на Гришанова Т. В.
Учите детей любить живое
*Приобщать ребенка к природе надо в любом случае. Если домашние условия не позволяют разводить растения и содержать животных, то заняться этим делом можно возле дома или на приусадебном участке.
Публикация «Консультация для родителей „Учите детей любить живое!“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
В зимнее время – это подкормка птиц. Уже в конце октября остающиеся на зимовку пернатые тянутся к жилью человека, выискивая места возможной кормежки. Даже в центре города шустрые синицы скачут в это время по подоконникам, обследуют балконы домов в надежде поживиться салом, семечками или еще чем-то. Как хорошо вместе с ребенком подумать об устройстве кормушке и подкормке птиц.
*Самое главное – заинтересовать ребенка и втянуть в регулярный сбор корма и выкладывание его в кормушку. Первое время взрослый и ребенок делают все вместе: собирают в коробку или банку крошки хлеба, остатки сухой каши, добавляют немного геркулеса, пшена, сала и высыпают их в кормушку. Взрослый проявляет инициативу и в наблюдениях: время от времени он посматривает на кормушку (не прилетели ли птицы) и предлагает наблюдать за этим ребенку. Если кормушка установлена впервые, то птицы находят ее не сразу, поэтому нельзя терять надежды, если она поначалу остается без посетителей.
Но вот 1 – 2 птички начали кормиться. Теперь корм надо класть регулярно: птицы все время будут прилетать к кормушке и с каждым днем их будет больше и больше. Для ребенка это радостно и значимо: его труды увенчались успехом, он сознает, что помогает птицам в трудное для них время. Постепенно взрослый предоставляет ребенку возможность самостоятельно собирать и выкладывать корм. Роль взрослого теперь – помочь дошкольнику научиться содержательно наблюдать за птицами. Для этого он ставит перед ним конкретные цели наблюдения:
-Ты заметил, какие птицы прилетают к нашей кормушке? Все ли они одинаковы? Как они называются?
-Понаблюдай за кормушкой до того, как выложишь в нее корм. Может быть, кто-нибудь из птиц уже сидит на веточках? Как ты думаешь, почему они сидят?
-Посмотри, клюют ли птицы корм из кормушки или улетают с ним? Если улетают, то с каким кормом и куда?
-Понаблюдай, как птицы относятся друг к другу: ссорятся или нет, клюют вместе или прогоняют друг друга?
Взрослый ставит перед ребенком все новые цели, предлагает ему заметить, кто из птиц летает в округе, но к кормушке не приближается, что происходит под кормушкой, есть ли там следы, чьи они, во всякую ли погоду птицы прилетают одинаково. Время от времени поддерживает интерес ребенка загадками о птицах, рисованием на «птичьи» темы. Можно разучить стихотворение В. Звягиной «Воробьишки» :
На дворе морозище –
Градусов под сорок.
Плачутся воробышки,
Что весна не скоро,
Что в морозы лютые
Плохо греют шубки…
Я принес воробышкам
На тарелке крупки:
- Кушайте, воробышки,
Кушайте, хорошие.
Я бы вам и валенки
Подарил с калошами.
Но сказала мама:
- Воробей ведь маленький,
Сразу, как запрыгает,
Потеряет валенки.
Подкармливать птиц надо вплоть до марта, а то еще и в марте. В разгар зимы, когда пернатые уже регулярно посещают кормушку, ребенку 5 – 7 лет можно предложить в течение одной или двух недель вести календарь наблюдения. На его страницах ежедневно делают зарисовки: какие птицы ждали корма, кто кормился на кормушке, кто – под ней, кто летал в округе. В календаре можно зафиксировать результаты наблюдения условленными значками, по которым затем можно рассказать, что было в понедельник, во вторник и т. д. По календарю ребенок сможет рассказать о своих наблюдениях всем членам семьи и знакомым. Календарь останется надолго, как памятная работа ребенка.
*Кроме подкормки птиц, возле дома вместе с ребенком можно делать различные посадки деревьев, кустов, цветов, а на даче выращивать овощи.
Весной или осенью, когда идет посадка деревьев, ребенку 4 – 7 лет можно предложить посадить саженец.
- Давай возле дома в твою честь посадим деревце. Видишь, какое тоненькое деревце и веток мало, оно станет повыше и потолще, а потом превратится в большое дерево, и ты будешь знать, сто оно твое.
Ребенок поможет выкопать яму, взрослый покажет, как надо поставить палку и возле нее установить деревце, расправить его корни, а потом вместе засыпать землей. Первое время ребенок может самостоятельно поливать, следить, чтобы деревце не накренилось. Дальнейшие наблюдения за посадкой хорошо соединить с чтением или разучиванием стихов.
Липка
Взрослая я, липка,
-Тоненькой и гибкой
Не ломай меня!
Медоносным цветом
Зацвету я летом
- Береги меня!
В полдень подо мною
Спрячешься от зноя.
- Вырасти меня!
Я тебя листвою
От дождя укрою,
- Поливай меня!
Вместе, друг мой милый,
Наберемся силы.
- Ты люби меня!
*Какой ребенок не рад зверю в доме? Что же самое главное, когда под одной крышей живут четвероногие питомцы и дошкольники?
Самое главное – научить ребенка правильному общению с животными : мягкости и неназойливости, умению считаться с желаниями четвероногого друга, его состоянию, переживать его боль. Это бесценные нравственные качества, без которых не могут развиваться гуманистические задатки в личности мальчика или девочки. Вот как пишет Лоренц о воспитательном значении взаимоотношений между детьми и собаками: «Чуткие собаки особенно ласковы с детьми любимого хозяина, словно они понимают, как дороги ему эти существа. И боятся, что собака, спуская детям очень многое, может приучить их к грубости и неумению замечать чужую боль. Этого следует остерегаться – особенно, когда речь идет о крупных и добродушных псах, вроде сенбернара и ньюфаундлендов. Но обычно собаки прекрасно умеют уклоняться от слишком уже назойливого внимания детей. Поскольку нормальные дети получают большое удовольствие от общества собак и огорчаются, когда те от них убегают, они вскоре понимают, как следует вести себя, чтобы собаки видели в них хороших товарищей. В результате дети, хотя бы немного тактичные от природы, еще очень в раннем возрасте привыкают считаться с другими.
Особенно радует дошкольника игра с животными. Живя под одной крышей с кошкой или собакой, он считает их партнерами в своих забавах и развлечениях. И это отнюдь не странно! Все молодые особи высокоразвитых животных (особенно млекопитающихся) переживают ювенальный период – время, когда они любят играть. Как утверждает К. Э. Фабри, изучавший игры животных, это вовсе не особая категория их поведения, а развивающаяся психологическая деятельность. И как хорошо, когда игровые периоды жизни ребенка и животного совпадают. Игры дают многое для физического, умственного и нравственного развития дошкольника.
Детей 5 – 7 лет можно приобщить к трудовым действиям, направленным на уход за четвероногими питомцами. Они могут мыть кормушки, поилки, наливать воду, класть в чашки еду. Следить за чистотой животных (мыть, расчесывать). Прогуливать собаку на поводке (в большинстве случаев) они должны вместе со взрослыми. Во всех ситуациях ребенка учат быть доброжелательным, заботливым и понимающим хозяином. Живя под одной крышей с кошкой или собакой, ребенку, конечно, интересно узнать о своем друге все, что можно. Поэтому взрослым необходимо регулярно расширять его кругозор. Малышу 2-4 лет можно читать небольшие стихи о кошках и собаках или короткие рассказы типа «Бишки» К. Д. Ушинского, «У Розки были щенки» Л. Н. Толстого. Старших дошкольников следует познакомить с разнообразным использованием собак на службе у человека, рассказать об их подвигах на войне и в мирное время. Детям интересно узнать, что в разных странах, в том числе и в нашей, собакам поставлено немало памятников. Вот, например, памятник в Париже всемирно известному сенбернару Барри, который отыскал в снегах Альп и спас 40 человек, а погиб, спасая 41-го.