Зинаида Протасова
«Как научить детей любить природу» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила Протасова Зинаида Петровна, воспитатель МБДОУ детский сад №5 «Радуга» город Жердевка, Тамбовская область.
К сожалению, человек привык чувствовать себя хозяином природы. Это накладывает отпечаток и на психологию детей, которые нередко совершают жестокие поступки, иногда не понимая их истинного значения. На занятиях по экологии я задавала детям вопрос: «Что каждый из вас может сделать, чтобы защитить природу?» Что отвечали дети? «Нужно поймать браконьера, который убивает животных», «Нужно очистить реку» и т. д. Но это за пределами их возможностей. А вот после проведения ряда занятий появились такие ответы: «Не оставлять мусор в лесу, а собрать его в мешок и выбросить дома в мусорное ведро», «Не топтать растения: они полезные и красивые», «Залить водой костёр, чтобы не было пожара»… Так к детям приходило понимание своей роли в общем для нас деле – заботе о Доме, в котором мы живём. Меня очень беспокоит равнодушие некоторых детей ко всему живому. Например, проводя с детьми цикл занятий по теме «Семечко», знакомила детей со строением семян, их названием, циклом роста и развития. Как итог, было проведено практическое занятие «Вырасти друга». Предлагала детям выбрать понравившееся семя и дать ему имя. Сажая его в землю, разговаривать, петь ему песенки. Как преображались дети в эти мгновения, как потом ждали всходов, ухаживали за ними, беседовали с ними. Забота о живом постепенно входила в их жизнь как органичный компонент. Понять муравья, бабочку, травинку ребёнок сможет тогда, когда себя представит в их роли, посмотрит на мир их глазами. Для этого предлагала детям вообразить себя птичкой, хомячком… «Человек для них - великан», - говорила я детям, - «Представьте, что человек берёт птичку Алёну, хомячка Егора в ладошку и начинает дёргать их за хвост, за лапки, кричать. Что вы чувствуете?» Дети отвечали обычно так: «Я могу оглохнуть», «А я могу умереть». После этого ребята начали бережнее относиться к животным и птицам. Интересно проходили занятия, на которых создавались проблемные ситуации. Учила детей думать, анализировать, делать умозаключения и выводы, а главное – чувствовать себя взрослыми. Например, на занятии по теме «Почему исчезают леса?», дети рассматривали иллюстрацию, на переднем плане которой изображён погибающий лес, а на заднем – контуры дымящего завода. Задавала детям вопрос: «Если бы ты был директором завода, как бы ты поступил, чтобы защитить природу?» Ответы детей были разные : «Разрушить трубы», «Закрыть завод»… Говорила ребятам: «Но ведь его продукция нужна стране». После небольшой паузы Ваня сказал, что надо натянуть на заводскую трубу марлю, чтобы она задерживала дым. Постепенно дети пришли к мысли о необходимости строительства очистных сооружений. Опыт работы показал : дети лучше воспринимают материал, если в игровом сюжете действуют отрицательный и положительный персонажи. Так, на занятии о вреде мусора дети защищали Матушку- природу от мусорного паука, который паутиной хотел оплести всю землю, чтобы из-за гор мусора ничего не было видно, даже солнца. А какая радость была на лицах детей, когда Мусорный паук ёжился и убегал, пугаясь правильных ответов детей! Вместе с детьми мы ставили простейшие опыты, результаты которых записывали в дневники наблюдений: начало опыта зарисовывали на верхней половине листа, а результат – на нижней. Таким образом, можно было наглядно увидеть ход опыта и обсудить его. В работе с детьми широко использовала сказки по экологии. Так дети показали экологическую сказку «Красная шапочка» (на новый лад, пригласив на представление детей других групп. В сказке обитатели леса: лисички, зайчики и белочки вместе с Красной шапочкой учили волка не сорить в лесу, тогда в нём будет уют и чистота. Волк попросил у всех животных прощение, пообещав им охранять лес и убирать мусор. В начале изучения темы «Флора и фауна Жердевки» возникла сложность в усвоении детьми программного материала. Мне пришлось придумать целую серию сказок по краеведению. Удивительно, но дети начали запоминать с завидной точностью и без труда отвечали на вопросы. Причём, знания, полученные таким образом, и через месяц были так же свежи в их памяти. Чтобы дети не потеряли интерес к сказке, в её сюжет включала не только образовательные, но и воспитательные моменты. Читая детям сказку «Зелёный друг», часто делала паузы, во время которых детям предлагалось найти выход из создавшейся ситуации. На занятиях по экологии ребята много рисовали и работали с природным материалом. Рисунок стал своеобразным итогом изучения темы, при этом форма и сюжет рисунка заранее обговаривались. Чуть позже, дети рисовали на темы, которые наиболее глубоко затронули их душу, причём рисовали они без опоры на какие либо иллюстрации, пытаясь отобразить на листе бумаги своё видение проблемы. Пластилин использовался только в сочетании с различным природным материалом. Учила ребят видеть красоту в орехе, шишке, скорлупе, рассказывала им о самом природном материале, его особенностях, о том, что из него можно смастерить. Я думаю, что такой багаж знаний и умений по экологии, полученный ребятами, поможет им осознать необходимость решения экологических проблем и понять, какой вклад они могут внести в охрану природы.