Явкина Надежда
Консультация для родителей «Ценности игрушек у современных детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Игрушки для ребёнка – это не забава. Точнее не так. Это забава, но с большим смыслом. То, как и с чем играет ребёнок, имеет большое значение для его умственного, эмоционального и творческого развития. С помощью игрушек можно как ускорить или расширить познание мира ребёнком, так и сделать это познание медленным и ограниченным.
Что главное в игрушке? Это ее способность будоражить воображение ребёнка. Поэтому игрушка не должна выглядеть как законченная творческая композиция (что, кстати, является важным фактором для взрослого человека). Ребёнка часто интересует не мелкие достоверные детали игрушки, а то, что с ней можно сделать. И чем больше возможностей трансформации заложено в игрушке, чем больше функций она может выполнять, тем более ценна она для ребёнка.
Публикация «Консультация для родителей „Ценности игрушек у современных детей“» размещена в разделах
Всё чаще, когда мама покупает девочке 3-4 лет дорогую куклу, то она и тщательно следит, чтобы дочка не раздевала куклу, не делала ей причесок, не клала ее на «грязную» траву и так далее. То есть в корне душила исследовательскую потребность в ребёнке. А спустя год-два будет удивляться, что дочка не проявляет заинтересованности к обучению, не любит рисовать и «вообще какая-то заторможенная».
Игрушка, которую нельзя исследовать (в том числе и ломать) – это не игрушка, это инвалидная коляска для воображения ребёнка. Хотя именно такие игрушки в первую очередь притягивают взгляд взрослых. Но, у взрослых и детей разный интерес к игрушке. И все, что возбуждает желание приобрести игрушку у взрослого, скорей всего не будет иметь никакого значения для маленького.
Главное при выборе игрушки — просто подумать, что она собой представляет, какие качества может сформировать, чему научит и что разовьет.
• Детская игрушка должна быть безопасна для жизни ребёнка.
• Игрушка должна вызывать добрые, гуманные чувства. Провокаций агрессивности вокруг и так достаточно.
• Соответствовать возрасту ребёнка.
• Стимулировать активные самостоятельные действия ребёнка.
• Игрушка должна приносить эстетическое удовольствие. Важное достоинство - связь игрушки с культурными традициями своего народа.
• Лучше, чтобы игрушка была полифункциональной. Правильно подобранная игрушка позволит ребёнку придумывать различные сюжеты для игр, а значит, и чаще будет востребована!
Есть несколько простых правил, которые касаются игрушек, чтобы ваш ребенок получил полноценное раннее развитие. Вот некоторые из них:
1. Чем меньше ребенок, тем у игрушки должно быть меньше подробных деталей. Не раз замечала, что родителей умиляют игрушки, наиболее реально имитирующие настоящие предметы. Увы, такие игрушки не несут пользу ребенку, ограничивая его фантазию.
2. Не давайте ребенку сразу много игрушек. Вместо того, чтобы будоражить воображение, они рассеют внимание ребенка и будут действовать на него угнетающе. Лучше всего, если часть старых игрушек вы будете прятать в тайную коробку и доставлять их спустя какое-то время. Это и доставит ребенку радость узнавания, и подстегнет его воображение, и сэкономит ваш бюджет.
3. Давайте возможность искать ребенку игрушки среди окружающих его предметов. Пусть перевернутый стул становится лодкой, а стол – вигвамом индейца. Пусть коробка из-под обуви служит сегодня кроватью для куклы, а завтра машиной для медведя. Не выбрасывайте обломки старых игрушек (если это не очень мелкие детали) – они тоже найдут свое применение в игре.
4. Покупайте детям наборы деталей (например, лего, которые легко трансформируются для любой игры. Чем больше разнообразных деталей у такого конструктора и чем больше вариантов соединения деталей между собой – тем более такая игрушка будет полезна для развития ребенка. Кстати, если вы подарили ребенку набор по типу лего слишком рано – он не будет из него строить замки, зато найдет ему другое применение, каждый раз придумывая для каждой детали новое предназначение.
Раньше у девочек было 8 кукол. Или 5. Каждая кукла прожила с ней её детство. У каждой было своё имя, которое девочка может вспомнить даже спустя 40 лет. Куклы были её дочками. Она общалась с ними как с живыми. Детям вообще свойственно одушевлять свои игрушки. Девочка кормила кукол по утрам, а вечером укладывала спать. У каждой куклы был свой характер. Каждую она по-своему любила. И даже когда у куклы Зины оторвалась резиновая рука, она прибинтовала её к туловищу и продолжала играть. Кукла – инвалид. Так бывает. Это не повод расставаться с ней. Это повод относиться к ней ещё бережней. Периодически нужно было стирать куклам одежду. А на зиму шить пальтишки.
У девочки из нашего времени кукол в 4 раза больше. Больше тридцати кукол. Она не помнит всех имен. Она забывает про существование некоторых. Потом случайно находит в куче других игрушек : «О! Так у меня ещё и такая есть!» Нет идеи, что надо шить кукле теплую одежду. Если захочется поиграть куклой в теплой куртке, она попросит купить куклу в теплой куртке. А грязное платье или сломанная рука – это повод купить новую куклу. Хотя, новую куклу можно покупать и без повода. Бабушка, например, в гости с пустыми руками не ходит. Она каждый раз что-нибудь с собой приносит. Какую-нибудь недорогую игрушку. Развлечение на день. Поиграть и забыть. Настолько закрепившаяся традиция, что ребенок уже не представляет, что бабушка может прийти без игрушки. Поэтому при встрече говорит не «Как дела?», а «Что ты мне принесла?» Ценность с общения сместилась в сторону потребления.
Казалось бы, что в этом плохого? Чем больше, тем лучше. Разве не так? А помните сказку «Цветик семицветик»? Эпизод, когда девочка загадала, чтобы все игрушки мира были у неё. Она очень быстро пожалела о своём желании. По факту это оказалось больше проблема, чем радость. Недостатки изобилия игрушек :
Отсутствие бережливости и аккуратности.
Нет смысла беречь игрушки, если это легко восполняемый расходный материал. Быстрей сломаю — быстрей новая появится.
Отсутствие привязанности.
Все чаще на популярный совет: «Для облегчения адаптации возьмите с собой любимую игрушку» - психологи слышат от родителей : «У нашего ребенка нет любимой игрушки». Сложно иметь любимую игрушку, если почти каждый день появляется новая. Между тем, заботясь о любимой игрушке, ребенок учится заботиться о себе в отсутствии родителей. Через отношения с игрушками закладывается модель отношений с людьми. Если игрушки не ценятся, если быстро заменяются на новые, то ценность отношений тоже может быть невысокой. Устойчивые связи заменяются многочисленными новыми знакомыми.
Сложно приучать к порядку.
Игрушек должно быть столько, чтобы их легко было прибрать. Несколько игрушек легко поднять и расставить по местам. Полсотни игрушек ребенку сложно прибрать. Физически тяжело.
Сложно обрадовать ребёнка. Меньше поводов радости. Всем же понятно, что мороженое раз в месяц вкуснее, чем это же мороженое два раза в день на протяжении всего месяца. Наступает пресыщение. С игрушками так же. Это кажется парадоксальным: чем больше игрушек, тем меньше радости. Эмоции на очередную игрушку уже не такие сильные. Сильнее – на её отсутствие.
Отсутствие ценности.
Часто новая игрушка приобретается спокойствия ради. Проще купить, чем выслушивать истерику. Тем более это не такая большая сумма, нервы дороже. Так появляется десятый робот или пятнадцатая лошадка-пони. Когда мы абсолютно ни в чем не отказываем ребенку, мы не учим его выдерживать отказ, и не учим мечтать. Игрушка, которую ребенок долго ждал, на которую копил и, может быть, в чем-то другом себе отказывал ради этой игрушки, она, при равной стоимости, более ценная, чем та, которую он заполучил по первому требованию. Ценная и в воспитательном плане тоже. Он учился ждать, учился расставлять приоритеты, планировать покупку.
Отсутствие пространства для развития фантазии.
«Голь на выдумку хитра» Когда что-то нужно, а этого нет, в ход идут подручные средства. Для игры в магазин нам в своё время было достаточно выйти на улицу и найти подружку. Все, что нашли под ногами – листья, трава, пробки, стеклышки – становилось товаром. Фантики насобирали – это деньги. Сейчас же есть игрушечные овощи, фрукты, прочие продукты. И деньги игрушечные напечатали. Все есть – игры нет! «Маша, почему ты не играешь?» Нет игрушечного кассового аппарата. Надо купить.
Ах, у ребёнка нет фантазии. Надо купить вместе с кассовым аппаратом дидактические игры для развития фантазии. Нет. Не надо. Лучше всего развивает фантазию пустая коробка. Из нее можно сделать и кассу, и кукольный дом, и ширму для кукольного театра, и кроватку для мишки, и кузов грузовика, и даже слона, если приклеить уши из картона.
Появление новых проблем и дополнительных трат.
Приобретая игрушку – вы приобретаете необходимость где-то ее хранить. Накупили игрушек – надо купить комод для игрушек, а потом докупить квадратные метры жилья, потому что в детской уже комоды ставить некуда. А потом нужно тратить дополнительные силы на уборку дополнительных метров жилья от игрушек. Или купить услугу по наведению порядка. Можно, конечно, не хранить игрушки в большом количестве, а периодически проводить «зачистку», выкидывая то, чем давно не играли. Но как же экология? В современном мире остро стоит проблема мусора. Насколько разумно решать вопрос заваленной детской, заваливая мусором планету?