Ольга Белова
Консультация для родителей «Мозаика как игровая технология с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Все родители хотят видеть детей здоровыми и образованными. Чтобы ребенок вырос гармонически развитой личностью необходимо приложить достаточно много усилий для его воспитания и развития. И в этом, учитывая специфику детского возраста, во многом помогают дидактические игры.
Среди огромного многообразия существующих в настоящее время развивающих игр и игрушек хочется обратить особое внимание на достаточно простую, знакомую всем с детства и, в тоже время, очень полезную игру — мозаика.
Публикация «Консультация для родителей „Мозаика как игровая технология с дошкольниками“» размещена в разделах
Современных детей сейчас тяжело чем-либо удивить или заинтересовать, но, есть игрушки, которые, пожалуй, все же смогут заставить ребенка включить смекалку и на долгое время отвлечь от хулиганства и безделья, и детские мозаики — одни из них.
Детская мозаика — это настольная игра, которая состоит из набора разноцветных деталей (фишек) и основания (игрового поля/сетки, куда следует эти детали прикрепить для получения определенной картинки, используя лишь свои воображение и фантазию.
Мозаика — чуть ли не первая настольная игра для малышей, во время игры с которой ребенок уже с первого года жизни развивает свои внутренние качества.
Мозаика это оригинальная, увлекательная, развивающая игра для детей всех возрастов, совмещающая в себе элементы конструктора, настольной игры, головоломки и набора для творчества. С ее помощью можно выкладывать разнообразные узоры и даже создавать целые картины.
Ребенок, который умеет правильно складывать фишки и составляет самостоятельно простейшие узоры, кажется, не делает ничего необычного.
Но не все так просто! Во время перекладывания мелких частей мозаики ребенок совершает настолько разные действия — от рассматривания картинки в инструкции до сопоставления деталей по форме и цвету и выкладывания их на поверхности, что игру с мозаикой, в конечном итоге, никак нельзя назвать простым «убиванием времени».
Роль мозаики в развитии ребенка сложно переоценить. Однако, не каждый взрослый понимает значимость для ребенка на первый взгляд такой простой игрушки. Многие считают, что это совсем не сложно: знай себе сиди и втыкай фишки.
За внешней простотой и доступностью скрывается сложная, тонкая, многогранная деятельность, которая помогает развивать ребенка.
Игры с мозаикой развивают :
• логическое и абстрактное мышление;
• концентрацию внимания;
• познавательную активность;
• конструктивные способности (умение действовать по схеме, образцу);
• математические способности (счет, пространственная ориентировка);
• мелкую моторику;
• художественный вкус;
• творческие способности;
• волевые качества личности (целеустремленность, усидчивость и т. п.);
• знакомство с цветами и формами;
• формирование навыков осознанной деятельности.
Складывание мозаики принципиально отличается от рисования. Если с карандашом в руке ребенок мыслит почти молниеносно, и образ на холсте (рисунок домика, солнышка, человечка, цветка в альбоме) создается спонтанно, то при работе с мозаикой создание изображение требует удержания внимания на более длительный срок. Сам рисунок может претерпевать некоторые изменения и в итоге быть несколько иным, чем в инструкции. В целом, конечно, это и есть рисование, но рисование точечное (то есть фишками по точкам).
От разнообразия различных видов мозаик разбегаются глаза. Наряду с привычными нам мозаиками на ножке в витринах магазинов можно увидеть подчас, самые экзотические и неожиданные решения.
«Мозаичный» ассортимент позволяет подбирать варианты на любой запрос. Для самых маленьких игроков нужно выбрать мозаику с самыми большими деталями. Тут всё просто: чем меньше ребёнок, тем крупнее мозаика.
Этапы реализации технологии :
• организация игровой деятельности без игрового поля;
• организация игровой деятельности с игровым полем;
• использование игр с мозаикой в ходе совместной деятельности взрослого с детьми.
Игры с мозаикой для самых маленьких
• «Букетик для мамы»
• «Птичий двор»
• «Равнение на маму»
• «Дорожки»
• «У погоды нет плохой погоды»
Для детей 2-3 лет.
• «Что не так»
• «Определи последовательность»
Дети 3 – 4 лет уже могут выкладывать из мозаики картинку, работая по образцу.
После работы по образцу примерно в 4-5 лет наступает этап собирания картинок, используя фантазию.
С 4-6 лет можно попробовать увлечь ребенка магнитной мозаикой. Эта мозаика более разнообразна по цветовой гамме и содержит элементы разных геометрических форм.
Малышам можно предложить с помощью мозаики создавать простые предметы или формы. Дети постарше могут выкладывать довольно сложные рисунки, опираясь на схемы или используя собственное воображение.
Производитель дает целый буклет с разнообразными схемами разного уровня сложности.
Вариантов использования мозаики очень много.
Для того, чтобы мозаика не была для ребенка простым манипулированием с деталями, а превратилась в действительно увлекательную и полезную игру, сопровождающим взрослым необходимо строить педагогическую деятельность, соблюдая правила реализации игровой технологии.