Марина Маркова
Консультация для родителей «Мои друзья — карандаши!»
▼ Скачать + Заказать документы
Рисование - одно из самых любимых занятий малышей. Их привлекает движение карандаша по листу бумаги и появление на нём следов. Всматриваясь в свой рисунок, ребёнок находит сходство в очертании линий с окружающими предметами, у него возникают ассоциативные образы, которые "оживают" машина едет и громко гудит, собачка лает. Для ребёнка рисование - путешествие в окружающий мир.
Дети подражают нам во всём, особенно если мы это делаем с увлечением. Увидев в нашей руке карандаш или кисть, они затаив дыхание пытаются понять, что мы делаем, что чувствуем… они хотят попробовать сделать тоже самое сами. Они любят делать всё «как большие». И относиться надо к этому с пониманием и терпением подчас проявляя находчивость, чтобы ничего не запрещать, но переключить внимание на более доступное и привлекательное. Каждая линия, проведённая самостоятельно – это успех, радость, сознание того, что «я могу сам!» а вы, взрослые, попробуйте провести прямую линию от одного края листа до другого. Чем больше лист, тем большую радость вы испытаете. Так и наши дети, они радуются всему новому, настоящему, всему тому, что делает их взрослее.
Публикация «Консультация для родителей „Мои друзья — карандаши!“» размещена в разделах
Здесь на помощь приходят цветные карандаши. Вы наверняка замечали, что дешёвые тонкие цветные карандаши быстро наскучивают малышам. Они быстро ломаются, линии получаются не чёткими, слабые, невыразительные. Знакомясь с материалом для рисования, малыши экспериментируют с ним, ищут наиболее прочные и мягкие, те, которые оставляют сочные след. Поэтому и предпочитают лучше фломастеры. Они дают насыщенные линии, их удобно держать в руке, не ломаются. Но с помощью фломастера невозможно добиться плавных переходов различных оттенков одного цвета и разных цветов из одного в другой, в результате чего рождается третий цвет. Всеми этими свойствами обладают современные карандаши. Они достаточно толстые, и маленькая нежная ладонь хорошо ощущает их и крепко держит в руке. Они мягкие, но не ломаются. На них можно нажимать сильнее или ослабить нажим. Возможности у карандашей богатые, значит и богаче впечатления, полученные детьми в момент рисования.
Работа с цветными карандашами, как и любое искусство, гармонизирует чувство человека, а значит помогает укреплять и восстанавливать здоровье. Вы не задумывались, почему все дети рисуют? Почему они начинают это делать раньше, чем говорить? Может быть это потому, что они хотят сказать что-то нам? Может бать это потому, что они хотят порадовать себя и окружающих? Радость – великий дар природы. Давайте учиться вместе с детьми радоваться их новым открытиям и открывать этот мир с новых сторон.
Рисование малыш обычно сопровождает речью. Это происходит потому, что всё изобразить на листе ребёнок ещё не может, а речь помогает ему полнее передать "содержание" рисунка. Понаблюдайте за ним во время занятий. Изобразив какой-то только ему понятный предмет или живое существо, он начинает с ним разговаривать, смеяться, улыбаться. Взрослый должен поддержать стремление ребёнка рассказать о своём рисунке, он может сам продолжить разговор, спрашивая: "Куда пошла девочка?", "Кто живёт в домике?", "Где растут цветы?". В процессе рисования происходит общение ребёнка и взрослого, что так важно для его умственного развития.
Как научить ребёнка рисовать?
Благодаря творчеству, дети познают себя, освобождаются от плохого, решают важные проблемы. Будет полезно не ограничивать малышей требованием рисовать только в тетради. Не бойтесь дать чистый белый лист, причём, чем больше, тем лучше. Чем шире диапазон движений по бумаге, тем увереннее, смелее и находчивее будет ребёнок. На занятиях по рисованию одним из первых встаё т вопрос: как научить малыша правильно держать карандаш.
• В начале обучения рисованию помните, что для малыша научится правильно держать карандаш - большой труд. Помогите ему, сами вложите карандаш в руку и предложите порисовать на листе бумаги.
• С самого раннего детства давайте ребёнку ручки, фломастеры, карандаши. Малыш не причинит себе вреда, если он хотя бы иногда видит, что делают с этими предметами взрослые, и впервые возьмёт их в руки до года. Если этот момент уже упущен, приучайте ребёнка правильно держать карандаш постепенно. Главное, сами побольше рисуйте, пишите, делайте это с увлечением, и малыш понемногу заинтересуется вашим делом.
• Не приучайте рисовать малыша только правой рукой. Пусть пробует это делать и правой и левой рукой. Это принесё т только пользу: работа рук напрямую связана с работой обоих полушарий мозга.
• Необходимо с первых занятий научить ребенка правильно брать фломастер, карандаш : тремя пальцами, большим и средним, придерживая сверху указательным, удерживать его в пальцах и правильно действовать им. Надо следить, чтобы малыш не слишком сильно сжимал карандаш пальцами, так как это приводит к перенапряжению руки, скованности движений, слабые пальцы ребенка могут не удержать карандаш, и он выпадет из рук. Поэтому во время занятия малыша надо следить за тем, как ребенок держит карандаш, фломастер и действует ими. Этот навык вырабатывается и закрепляется очень медленно.
Детское рисование - это феномен детской активности. Необходимо, поэтому, при рассматривании и оценке детских работ:
а) обсуждать с ребенком, а не его самого ( например: слабый, гениальный ребенок и т. д.)
б) оценивать нужно достижения ребенка относительно его личных возможностей и в сравнении с его же рисунками с учетом индивидуальных особенностей и динамики его развития, а не в сравнении с другими детьми.
в) необходимо точно определить цель, суть задачи, условия создания рисунка и в соответствии с этим обстоятельством оценивать работу (задана тема к выставке, подсказана извне или вызвана художественными побуждениями, использовал ли вспомогательный зрительный материал или работал по памяти, по воображению и т. д.)
г) выделять и оценивать его общее настроение, сюжет, композиционное решение (выбор размера рисунка, масштабные отношения, конфигурация форм, ритмичное и колористическое решение, свободное владение изобразительными средствами.
д) поддерживать, поощрять правомерно самостоятельность рисования, чуткость к природе изобразительных материалов и возможных инструментов, изобразительность в поиске приемов изображения, способов выражения образов и настроения.
е) важно определить и учитывать меру чужого влияния на рисунок, снижающего уровень творческого поиска. Нужно помнить, что такие виды рисования, как срисовывание с образца, калькирование с оригинала, закрашивание готовых контурных картинок не способствует творчеству и художественному развитию ребенка.
ж) в самой оценке должно быть явно доброе внимание, желание увидеть глубоко и полно все содержание рисунка. Оно должно быть обстоятельно аргументировано и иметь позитивный характер, чтобы даже при определение недостатков открыть ребенку возможность для их преодолений, исключая при этом прямую подсказку.
В оценке также может быть выражено напутствие к дальнейшему творчеству и формировании новых задач - тогда она будет интересна, полезна, желаема и принята с доверием.