Ирина Сергеевна Исайчева
Консультация для родителей (младшая группа) «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению и зависят успехи малыша в усвоении языка.
Таким образом, речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка и литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (дикция, темп, произнесение звуков и слов) и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности и связности.
Публикация «Консультация для родителей (младшая группа) „Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Средняя группа
- Темочки
Детская речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и прежде всего, нормальное психическое развитие ребенка, полноценный слух, правильное строение периферического аппарата, нормального созревания и функционирования центральной нервной системы и здоровые взаимоотношения с окружающими.
Среди факторов, способствующих возникновению общего недоразвития речи у детей, может происходить вследствие функциональных причин к ним относятся:
1 Общая вялость ребенка в связи с ослабленным организмом
2 Недостаточное внимание взрослых к развитию речи ребенка
3 Отсутствие речевого общения с ребенком.
Органические причины:
1 Снижение слуха
2 Задержка психического развития.
3 Травмы головы.
4 Конфликтные взаимоотношения в семье, стресс.
При сочетании всех этих факторов нарушение речи приобретает более стойкий характер.
Поэтому с таким ребенком важно установить тесный контакт и очень много заниматься особенно родителям.
Можно рекомендовать.
Родители должны как можно больше и чаще говорить с ребенком и между собой о предметах и явлениях окружающего мира. Благодаря частому проговариванию слов взрослых, у ребенка происходит бессознательное усваивание и накопление словаря.
Учитывая трудности формирования самостоятельной речи у не говорящих детей и сложности в установлении речевого общения. Можно рекомендовать речевую игру по методу наглядного подражания взрослому ребенок повторяет движения.
Три медведя.
Три медведя шли домой – (ребенок шагает на месте вперевалочку)
Папа был большой – большой (поднять руки над головой, тянуться к верху)
Мама с ним- поменьше ростом (руки на уровне груди)
А сынок – малютка (просто присесть)
Очень маленький он был (присев покачиваться по - медвежьи)
С погремушками ходил (встать, руки перед грудью сжаты в кулаки)
Дзынь – дзынь, дзынь – дзынь. (имитируют игру с погремушками) .
Если у ребенка словарный запас на уровне 2-3 слов. Можно рекомендовать чтение стихотворения А. Барто “Кто как кричит”. Которое учит ребенка развивать умение слушать текст и воспроизводить имеющиеся в тексте звукоподражания.
Кукареку!
Кур стерегу!
Кудах – тах – тах!
Снеслась в кустах.
Пить, пить, пить.
Воды попить.
Мур, Мур.
Пугаю кур.
Ам, ам!
Кто там?
Му, му.
Молока кому?
В этой речевой игре ребенок подражает звукам животных и узнает о домашних животных.
В младшем возрасте общение является основной формой воспитательного воздействия на детей. Общение – это взаимоотношение взрослого и ребёнка, которое включает обращение взрослого к ребёнку и ответную реакцию ребёнка взрослому.
Третий год жизни является главным периодом в развитии речи ребенка. Задачи развития разнообразны. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками и расширять активный словарь.
Развитие речи происходит на специально организуемых мероприятиях в детском саду, в ходе которых развиваются действия с предметами, движения. А так же развитие должно происходить в повседневной жизни (режимных моментах, самостоятельной деятельности). В процессе наблюдения за живыми объектами необходимо знакомить детей с особенностями внешнего вида, с повадками, как и что они едят. После этого необходимо провести с ребенком беседу об услышанном (увиденном, наводящими вопросами активизируя коммуникативную функцию. В процессе наблюдений так же следует не только констатировать то, что происходит, но и развивать мыслительные способности детей : обучать сравнивать предметы и устанавливать между ними сходство и различия.
Для развития речевой активности детей широко используются картинки с изображением предметов в действии, отдельно расположенных предметов, сюжетные картинки. Это повышает интерес к тому, что изображено, помогает развивать различные мыслительные операции и обобщать знания. В результате у ребёнка формируется умение не только повторять слова за взрослыми, но и самостоятельно высказывать свои суждения. Так же особое значение имеет чтение ребенку книг с иллюстрациями, последующее рассматривание картинок, и пересказ о том, что написано в книге. Все это развивает внимание, память и заставляет ребёнка мыслить.
В случае отсутствия систематической деятельности контакт между детьми и взрослыми практически не устанавливается. Следует обратить особое внимание на то, что в этом возрасте дети мало задают вопросов взрослым, поэтому в процессе совместной деятельности взрослым необходимо самим ставить больше вопросов.
Общение ребенка со взрослыми и с другими детьми способствует тому, что он учится более сложным формам общения, не только просит или помогает, но и соотносит свои действия с действиями других. Необходимо внимательно следить за речью ребенка: слушать, как он говорит и повторять за ним все слова и фразы, ведь при повторении мы подтверждаем правильность произносимых слов, а в случае необходимости даём верные образцы для усвоения. Этот приём имеет важное значение для упражнения в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических форм. Важными так же являются приёмы договаривания (потешки, стихотворения) и подсказывания нужного слова (ребёнок в ходе пересказа или чтения наизусть может испытывать затруднение в употребления какого-то слова, необходимо вовремя помочь ему).
Умелое использование всех перечисленных приёмов будет способствовать своевременному развитию речи ваших детей.