Екатерина Гвоздева
Консультация для родителей «Мама, я не такой, как все»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Одаренный ребенок».
Одаренным считается ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Первыми проблемами, с которыми сталкиваются родители вскоре после рождения одаренного ребенка, является его повышенная активность: проблемы со сном (такие дети, как правило, спят намного меньше обычных детей, с едой и т. д. делают жизнь родителей совсем непростой. Затем начинаются трудности, связанные с повышенной познавательной активностью одаренного малыша. Такая активность имеет много неприятных последствий: сломанные телефоны и электроприборы, разобранные часы и швейные машинки,- все, что попадает под руку одаренному ребенку, может стать предметом его ненасыщаемого любопытства. Эта черта вызывает неудовольствие родителей. Среди других проблем, волнующих родителей одаренных детей,- бесконечные вопросы, которые задают эти дети, а также (и это особенно часто) трудности, которые возникают у одаренных детей на ранних этапах школьного обучения. Дело в том, что как правило, у такого ребенка достаточно рано формируется зона его особых интересов. На школьные предметы, которые по ряду причин оказываются за пределами этой зоны, у одаренного ребенка просто не остается времени, ни желания. Много, очень много терпения потребуется родителям, чтобы преодолеть эту проблему.
Публикация «Консультация для родителей „Мама, я не такой, как все“» размещена в разделах
Другой уровень проблем - это одаренный ребенок и общество. Центральный пункт этой проблемы - антиинтеллектуализм, распространенный в обществе. Фетишизация «обыкновенного», «среднего» человека, недоверие к «умникам» - все это пронизывает современное общество. Основное следствие из этого – стремление многих родителей видеть своего ребенка таким, как все. В результате страдают не только родители, но и сами одаренные дети, для которых главным становится не выделяться, не выглядеть «белой вороной». Все это крайне отрицательно сказывается на их самооценке, а в конечном счете на формирование личности. Сверстники и учителя ощущают постоянное интеллектуальное давление со стороны талантливых детей, те же в свою очередь чувствуют недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих.
Родителям одаренного ребенка разные авторы дают различные рекомендации:
1. Не стоит ограждать своего талантливого ребенка от «неразумной массы» остальных его сверстников и давать общаться лишь с такими же одаренными как он. Особенности развития одаренного ребенка мешают ему научиться чувствовать других детей, быть по отношению к ним открытым и терпеливым. Ваша задача помочь ему справиться с этим, в первую очередь – своим же примером. Помогите ему понять, что ребята в его группе все по-своему хороши, у каждого есть свои достоинства (как и у него самого). Но ни в коем случае не сравнивайте их.
2. Создание условий для благоприятного развития эмоциональной сферы одаренного ребенка, создание своего рода психологического базиса личности для успешного преодоления трудностей и препятствий на ее жизненном пути. В связи с тем, что общество настороженно относится к одаренным детям, родители должны играть защитную роль по отношению к своим детям.
3. Создание условий и контроль за развитием интеллекта одаренного ребенка предполагает тонкое руководство, взаимодействие со школой.
4. Строить тесные взаимоотношения с ребенком с первого дня его жизни. Такая ранняя близость – залог развития яркого интеллекта.
5. Помощь в развитии креативности детей, знание творческих способностей ребенка, создание обогащающей среды, а также контакт с учебным заведением.
6. Нормализация семейных отношений, в целом психологического климата в семье.
7. Важным является соблюдение баланса между положительными и отрицательными оценочными суждениями.
8. Знание стилей своего семейного воспитания и влияния его на развитие ребенка, необходимость изменения стиля семейного воспитания в случае, если он травмирует ребенка или просто является неэффективным.
9. Авторитарный стиль воспитания, гиперопека затрудняют процесс становления личности одаренного ребенка, развитие его интеллектуального и творческого потенциала.
10. Ребенок должен знать, что родители его любят не только за его успехи, за его ум, а просто за то, что он их сын или дочь.
11. Понимание родителями специфики школы, класса, самочувствия в них ребенка, возникающих проблем, помощь в случае необходимости в их разрешении.
12. Одаренные дети очень чувствительны. Порой обостренная чувствительность приводит к глубоким переживаниям, они принимают критику взрослых близко к сердцу, поэтому им больше подходит мягкое руководство и одобрение со стороны взрослых. Одаренные дети очень чутки к чувствам своих родителей. Они также чрезвычайно чувствительны к психологическому климату в семье.
13. Знание особенностей макросоциума, в котором живет ребенок, например, современная кризисная ситуация в стране вызывает тревогу, неуверенность в завтрашнем дне, пассивность. Необходимо родителям разговаривать с ребенком на волнующие темы, формировать активное, позитивное отношение к глобальным проблемам. Это способствует глобальному миропониманию ребенка.
14. Важно позитивно и внимательно воспринимать эксцентричные поступки и идеи своих талантливых детей, поддерживать их стремление к самостоятельности и независимости.
15. Отмечая существенную роль половых различий в проявлении и развитии способностей, исследователи рекомендуют родителям уделять особое внимание одаренным девочкам, у многих из которых отмечается неуверенность в себе, неадекватно низкий уровень самооценки и притязаний.