МААМ-картинки

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша: играем и учимся»

Светлана Михайлова
Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша: играем и учимся»
▼ Скачать + Заказать документы

Логические блоки Дьенеша: играем и учимся.

Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы хотим, чтобы ребенок не просто «подготовился к школе», а, действительно, заинтересовался математикой и понимал эту науку. Чтобы достигнуть успеха на этом поприще, важно учитывать следующее: язык математики – это язык абстракции, логики и символа.

Публикация «Консультация для родителей „Логические блоки Дьенеша: играем и учимся“» размещена в разделах

Венгерский математик и педагог Золтан Дьенеш является изобретателем развивающих блоков. Его убеждение заключалось в том, что заниматься математикой нужно не на уроках, сидя за партой, а с раннего детства во время увлекательных игр. Однако, не глядя на форму подачи, содержание игр с логическими блоками достаточно серьезное. Во время игры дети могут освоить запутанные логические задачи, работать с воображаемыми системами. Игры и задания с логическими блоками способствуют развитию таких мыслительных операций, как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ и синтез, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или». Более того, используя блоки, можно закладывать в сознание детей начала элементарного алгоритмического мышления, развивать у них способность действовать в уме. Дети учатся догадываться, доказывать.

Логические блоки Дьенеша предназначаются для детей разного возраста (начиная с раннего, с двух лет). Что же представляет собой этот материал?

Набор логических блоков состоит из 48 объемных пластмассовых геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.

Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д., позже – по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине).

Достоинство блоков заключается в том, что для каждого возраста можно придумать полезную и доступную игру.

Недостаточно просто купить ребенку набор блоков Дьенеша и отдать фигуры в полное пользование малыша. Для начала надо познакомить ребенка с блоками.

- Выложите перед ребенком набор и дайте ему возможность изучить фигуры, потрогать, перебрать, подержать в руках и поиграть с ними. Чуть позже можно предложить следующие задания:

- Найти все фигуры такого же цвета, как выложенная (покажите, например, желтую фигуру).

- Затем можно попросить ребенка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т. д.).

- Попросите малыша дать мишке все синие фигуры, зайчику - желтые, а мышке – красные; затем подобным образом группируем фигуры по размеру, форме, толщине.

- Попросите описать фигуру по цвету, форме, размеру, толщине.

Предлагаем вам некоторые игры и упражнения с блоками.

1. Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура такой же формы (цвета, размера, толщины).

2. Что изменилось? На столе выкладываются несколько фигур, которые нужно запомнить. Фигуры можно поменять местами или одна из фигур исчезает. Ребенок должен заметить изменения или назвать фигуру, которая исчезла.

3. Все фигуры складываются в коробку (можно использовать мешочек, ребенок в отверстие засовывает руку и на ощупь описывает блок (форму, размер, толщину, который он достает.

4. Все фигуры складываются в коробку (мешочек, ребенок достает на ощупь все треугольники или все толстые блоки.

5. На столе выкладываются обычно 4 фигуры, одна из них лишняя. Ребенок должен назвать, какая фигура лишняя и по какой причине (цвет, форма, размер, толщина).

6. Каждому блоку нужно найти пару или группу, например большой и маленький или команда желтых, синих, красных.

7. Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: паровоз, дом. Путем наложения на контурный рисунок или самостоятельно.

8. Игра «Найди клад». Выкладывается несколько блоков в цепочку, под одним из них прячется картинка. Ребенок задает наводящие вопросы: по цвету, форме, размеру, толщине. Отвечать можно только «ДА» или «НЕТ». Затем можно поменяться: взрослый задает вопросы, а ребенок прячет клад.

9. Уборку блоков можно провести в форме игры. Убрать, к примеру, все синие блоки, затем толстые, затем большие и т. д.

10. Ориентировка на листе бумаги. Ребенку можно предложить положить красный, маленький, толстый круг в центре листа. А треугольник большой, узкий, синий в правом верхнем углу и так далее. А потом проверить результат.

11. Игра с кругом. Нарисуйте круги или возьмите обручи. Ребенок должен расположить все фигуры красные внутри круга, а все синие – внутри синего круга.

12. Нужно распределить фигуры между мамой и ребенком таким образом, чтобы маме достались все круглые, а малышу все желтые блоки. Блоки складываются в два обруча. Но как поделить круг желтого цвета? Он должен находиться на пересечении двух кругов.

В коробочке с блоками есть небольшое руководство, которое весьма схематично. Подробно познакомиться с логическими блоками можно с помощью книг: "Давайте поиграем" (под редакцией А. А. Столяра. - М., 1991, 1996, а также "Логика и математика для дошкольников" (под редакцией З. А. Михайловой - СПб, 1996, 2000). Свободно в продаже вы можете докупать отдельные альбомы для занятий.

Альбом «Давайте вместе поиграем»

Можно использовать как дополнительный материал для самостоятельных игр (20 игр). Кроме того, в комплект входят иллюстративный вспомогательный материал для изготовления игр с блоками Дьенеша.

Альбом «Блоки Дьенеша»

Этот альбом содержит материалы, позволяющие проводить разнообразные развивающие игры, направленные на формирование у детей элементарных интеллектуальных умений, в частности, на решение задач с выделением двух-трёх признаков геометрических фигур.

Альбом «Поиск затонувшего клада» (5+)

В альбоме представлены материалы для игр с блоками Дьенеша, направленные на развитие у детей внимания, памяти, самоконтроля, умения работать в коллективе. Кроме того, этот альбом можно использовать в ходе проведения разнообразных детских конкурсов.

Альбом «Праздник в стране Блоков» (5+)

Игры, основанные на материалах этого альбома, предназначены как для формирования интеллектуальных способностей детей, так и для их социально-нравственного развития. Соревновательный характер этих игр помогает воспитывать целеустремленность и настойчивость в достижении своих целей, умение следовать установленным правилам.

Альбом «Спасатели приходят на помощь» (5+)

Игры с материалами этого альбома учат детей работе с информацией, представленной в виде цифр, букв и знаков-символов.

Помните, что любая игра должна быть интересна и увлекательна для ребенка. Заканчивать игру надо до того, как ребенок начнет уставать и отвлекаться. Хорошо, чтобы взрослый во время игр стал равноправным партнером.

Публикации по теме:

Логические игры с «Блоками Дьенеша»Логические игры с «Блоками Дьенеша» «Учимся - играя!» (логические игры с "Блоками Дьенеша") Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Блоки Дьенеша — преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возрастаБлоки Дьенеша — преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возраста Блоки Дьенеша – преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возрастаУважаемые коллеги, я много лет работаю с детьми раннего дошкольного.

Фотоотчёт «Как мы играем в логические игры с цветными счётными палочками Кюизенера»Фотоотчёт «Как мы играем в логические игры с цветными счётными палочками Кюизенера» Логические игры математического содержания вызывают у детей познавательный интерес,способность к творческому поиску. Одним из принципов знакомства.

Конспект занятия по ФЭМП с использованием пособия «Логические блоки Дьенеша»Конспект занятия по ФЭМП с использованием пособия «Логические блоки Дьенеша» Занятие по формированию элементарных математических представлений через использование дидактических игр на развитие логического мышления.

Консультация «Блоки Дьенеша как универсальный дидактический материал»Консультация «Блоки Дьенеша как универсальный дидактический материал» Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, направленный на познавательное развитие детей. Набор содержит в себе 48 объемных.

Консультация для родителей и педагогов «Развивающие блоки Дьенеша»Консультация для родителей и педагогов «Развивающие блоки Дьенеша» «Развивающие блоки Дьенеша»Одна из важнейших задач воспитания дошкольника — развитие его умственных способностей, формирование таких мыслительных.

Консультация для родителей «Учимся наблюдать» Закончились праздники и длительные выходные. Наступили будние дни. Вы снова каждое утро ведете своего ребенка в детский сад. Постарайтесь.

Открытое занятие «Цвет. Форма. Размер» во второй младшей группе с использованием технологии «Блоки Дьенеша»Открытое занятие «Цвет. Форма. Размер» во второй младшей группе с использованием технологии «Блоки Дьенеша» Открытое итоговое занятие по курсу «Введение в математику» во второй младшей группе с использованием технологии «Блоки Дьенеша». Пояснительная.

Развлечение первой младшей группы «Давайте поиграем». Внесение новой игры «Блоки Дьенеша»Развлечение первой младшей группы «Давайте поиграем». Внесение новой игры «Блоки Дьенеша» В этом году я работаю в первой младшей группе. В возрасте 2-3 года дети накапливают множество знаний о форме предметов, о размере, цветах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша: играем и учимся»
Опубликовано: 18 сентября 2022 в 21:26
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша: играем и учимся»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Михайлова (УИ 1025226) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД