Лежнева Анна
Консультация для родителей «Классическая музыка в жизни дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Уверена в том, что каждый из вас, дорогие мамы и папы, хочет воспитать своего ребенка духовно богатым, эстетически образованным человеком. Каждый год в детский сад приходят разные дети. Как же у них у всех, таких разных, разбудить интерес и эмоциональную отзывчивость к прекрасному и к самим себе? Одной из образовательных задач детского сада является «формирование общей культуры личности детей». Я, как педагог по музыкальному воспитанию, ставлю для себя задачей формировать в наших детях музыкальную культуру, как часть общей культуры ребенка. Воспитание лучших качеств, лучших чувств, лучших мыслей. Как это делать? Конечно, с помощью классической музыки, доступной пониманию маленького слушателя. Очень важно научить ребенка воспринимать музыку – различать ее характер, следить за сменой настроений, интонаций. В противном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха. Сколько бы ни говорили сторонники классической музыки об исцеляющей силе произведений Моцарта, если музыка не воспринята человеком, она останется только звуком.
Темочки:
Выразительность языка музыки можно сравнить с выразительностью речи. Речевая интонация передает прежде всего чувства, настроения, мысли говорящего. Музыкальные звуки так же, как и речь, воспринимаются слухом. Интонационная окраска речи выражается с помощью тембра, высоты, силы голоса, темпа, акцентов, пауз. Музыкальная интонация обладает теми же возможностями. Музыкальный язык, имеющий с речью интонационную природу, также должен усваиваться человеком с раннего детства.
В еще не столь отдаленные времена, когда музыкальная культура была неотъемлемой частью признанных обществом духовных ценностей, дети, несмотря на разницу сословий, получали богатые, разнообразные музыкальные впечатления.
В быту ребенок слышал колыбельные песни матери, фольклорные мелодии. Все праздники, обряды сопровождались пением, танцами под аккомпанемент народных инструментов. В обеспеченных семьях было широко распространено коллективное домашнее музицирование, детей обучали игре на музыкальных инструментах.
Большое влияние на формирование начал музыкальной культуры оказывала религия. С детства ребенок слышал во время службы церковную музыку в атмосфере торжественности, всеобщего внимания. При этом эмоциональное восприятие усиливалось и углублялось духовным таинством.
В итоге, несмотря на отсутствие в те времена радио, телевидения (а может быть и благодаря этому, ребенок получал эстетически ценные музыкальные впечатления.
И всё-таки, какая музыка доступна детям? Дети уже с раннего возраста поймут музыкальные образы, выражающие спокойствие, радость, нежность, просветленность, легкую грусть. Предлагать для слушания произведения тревожные, мрачные не следует. Ведь музыка воздействует на человека и физиологически – успокаивает или возбуждает (в зависимости от ее содержания).
Наблюдения свидетельствуют о том, что дети с раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И. -С. Баха, А. Вивальди, В. -А. Моцарта, Ф. Шуберта и других композиторов – спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку (танцевальную, маршевую) они реагируют непроизвольными движениями.
Многие зарубежные и отечественные композиторы-классики писали музыку специально для детей. Из произведений детской классики необходимо уже в раннем возрасте слушать альбомы фортепианных пьес: П. Чайковского, А. Гречанинова, Э. Грига, Р. Шумана, С. Майкапара, С. Прокофьева, Г. Свиридова, А. Хачатуряна, Д. Шостаковича и др. Кроме фортепианной музыки, можно слушать фрагменты симфонических произведений, написанных для детей (например, «Детская симфония» Й. Гайдна, сюита для оркестра «Детские игры» Ж. Бизе, симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева и т. д.). К полюбившимся произведениям можно возвращаться неоднократно, таким образом, дети открывают для себя в знакомых мелодиях новый смысл.
Важно постоянно развивать слуховое восприятие детей – в первую очередь внимание и память. Водите детей не только смотреть – водите их слушать капель, журчание ручья, шелест листьев и скрип снега, пение птиц и колокольные перезвоны. Эти звуки несут радость, эмоциональное и слуховое обогащение вашим детям. С них начинается приобщение к звуковой картине мира, к внимательному вслушиванию в его звуковую палитру. Слушать «серьезную» музыку желательно каждый день, но не более чем 5 минут для младших дошкольников, 10 минут – для старших.
Приобщение наших детей к лучшим образцам мировой классики – непростая, но крайне важная задача. И без вашей помощи, дорогие родители, с этой задачей нам не справиться. Ваш, родительский, авторитет имеет огромное влияние на ребенка. Не умаляя значимости нашей педагогической работы, считаю, что авторитет родителей выше нашего, педагогического, авторитета. И если мама с папой будут интересоваться, чем мы занимаемся на музыкальных занятиях (а я по мере готовности прошу детей продемонстрировать дома свои умения и обязательно высказывать свои впечатления, то наши дети почувствуют удовлетворение и гордость за свое исполнение, уверенность в том, что они все делают правильно.
Обязательно создайте у себя дома фонотеку классической музыки. В этом я с удовольствием вам помогу. Почаще слушайте прекрасные музыкальные произведения, и вы не заметите, как классика станет и вам, и вашему малышу лучшим другом!
Я думаю, вы согласитесь со мной, что в наше непростое, противоречивое время, когда теряются нравственные ценности и ориентиры, музыка приобретает особое значение. Как говорят великие: все приходящее, а музыка вечна. Как вечны ее идеалы, ее способность быть рядом и в горе, и в радости. Музыка заставляет нашу душу и мысли трудиться, задумываться над смыслом бытия. Но эта душевная работа невозможна без высокой музыкальной культуры, музыкального вкуса, воспитанного с детства. И в этом смысле на нас, педагогах и родителях, лежит ответственная задача: заложить прочный фундамент общечеловеческих ценностей, воспитать человека, способного ценить прекрасное, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры.
И в заключение прошу ответить на вопросы анкеты, которая поможет решить вопросы музыкального воспитания вашего малыша