Ольга
Консультация для родителей «Какие игрушки предпочитают малыши»
▼ Скачать + Заказать документы
КАКИЕ ИГРУШКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ МАЛЫШИ?
Как часто в семье, имеющей возможности "побаловать" малыша, наблюдается знакомая картина: комната завалена немыслимым количеством игрушек, из которых многие переломаны, заброшены, а малыш на кухне с большим удовольствием возится с мельницей для кофе, с дуршлагом, бидончиком и пр. Дитя вкладывает в бидончик все, что влезает в его горлышко, и, поминутно встряхивает, прислушивается к пронзительным звукам, а затем поочерёдно извлекает один предмет за другим. Вот появилась чайная ложка, а вот и крышка от банки и т. п. Взрослый, наблюдая за крохой, недоуменно качает головой. Воистину ребёнок - самая большая загадка природы, Чем обусловлены его предпочтения, ну хотя бы из числа игрушек? Почему дорогостоящие, Барби валяются, преданные забвению? Почему вчерашний вездеход - сегодня жалкое подобие былого великолепия?
Публикация «Консультация для родителей „Какие игрушки предпочитают малыши“» размещена в разделах
Ответ и прост, и сложен. Прост, потому что в своих действиях малыш зависим от предпочтении, обусловленных его возрастом. И чем меньше дитя, тем более оно непредсказуемо в своем выборе. Сложность для взрослых заключается в отсутствии элементарных знание по проблемам раннего детства. А между тем психологист детей первых лет жизни - особый раздел науки. Знания о раннем детском возрасте нужны для взрослых, воспитывающих малышей. Так, напри-мер, не обходимо знать, что на первом году жизни ребёнку целесообразно давать шарики, кубики, колечки, втулки и т. п. Малыш осваивает их "Физически", накапливая практический опыт действии с предметами. Он ещё не умеет играть с образными игрушками : куклами, машинами и т. п. Дитя не выстраивает сюжет, например, "кукла кушает" или "мишка купается". Ребёнка увлекает сам процесс воздействия предметом на предмет. Поэтому малыш безжалостно отрывает колёса у дорогого самосвала, разбирает по частям сверкающий вездеход или возит за ногу по полу куклу, наблюдая, как "хлопают" ее глазки. Ему хочется все разобрать на части, потому что малыш накапливает практические опыт действии с предметами, познает зависимости формы, величины, массы, а также изменения, связанные с положением предметов в пространстве. В этот период детства ма-лышу не следует дарить дорогостоящие игрушки, которые он не может ни разо-брать, ни собрать, а рассчитывать на сюжетную игру крохи еще слишком рано.
Только на втором году жизни ребенок начинает играть с игрушками, исполь-зую их по Функциональному назначению. Это значит, что малыш куколку укачивает, кормит, поит и т. п., на машинке перевозит кубики, кукол и т. п. Он действует по подражанию, открыв для себя тайну игрушки : вот, оказывается, как можно с ней действовать, как следует поступать. Ребенок отображает кусочек собственной жизни. Нет, он не берёт на себя роль, а только неоднократно проигрывает само действие. Так в жизни маленького ребенка рождается сюжетно - отобразительная игра. Дитя откликается не на внесший лоск игрушки, а на ее функциональные свойства. Игрушка для маленького ребёнка, выразительна, разнообразна в употреблении.
Чем меньше ребенок, тем проще, декоративнее должна быть кукла. Известно, что после полутора лет кукла выступает для ребёнка в функции человека, а не просто предмета. По просьбе взрослого малыш кормит, катает и баюкает куклу. Ребёнку полутора-двух лет нужна кукла образом сверстника - голыш, девочки, мальчика. Величина куклы может быть в пределах 40 см. Желательно подобрать куклу из мягких материалов /тканей, резины, и т. п. /. Нужны куклы шарнированные, т. е. с вращающимися ручками и ножками. Двухлетнему ребёнку нравятся озвученные куклы. Кукла с закрывающимися глазами позволит малышу обогатить игру новым содержанием. Ведь именно на третьем готу жизни ребенок начинает брать на себя роль, а это значит, что он изображает маму, доктора, шофёра. Теперь для игры с куклой малышу необходимы кроватка, столик, стулья, посуда и т. п.
Так в жизни ребёнка приходит ролевая игра. Малыш демонстрирует раз-вернутость ситуации, игра более насыщена и приближена к жизни. В игре преобладают битовые мотивы. И что самое главное - ребёнок отражает в игре действия близких людей. Это значит, что малыш, беря на себя роль мамы, изображает именно свою маму. Если он изображает доктора, то именно того, к которому он ходил в поликлинику. Подражание взрослым формирует ролевое повеление в игре.
Отмечается одинаковый интерес мальчиков и девочек к игре с куклой. В само-стоятельной игре дети оставляют без внимания слишком большие куклы как не-удобные, а также твёрдые. Особый интерес проявляется к шарнированной кукле 30-40см, так как шарнир помогает одевать и раздевать, сажать ее и т. п.
Если в начале второго, года рекомендовались, куклы с лепными париками, так как малыш не мог ещё отображать в игре уход за волосами куклы, то на третьем году на смену лепному парику должен прийти пришивной парик с короткой стрижкой. Теперь ребёнок ” удовольствием расчесывает кукле волосы, прекрасно справляется с этим заданием.
Изучение игрового поведения детей третьего года жизни, связанного с выбо-ром игрушек, показало, что наибольшим успехом у малышей пользуются игруш-ки-животные. Малыши очень любят изображения домашних животных, знакомых персонажей сказок, героев весё лых потешек: собачку, кошечку, петушка, и курочку, коровку и лошадку, свинку и овечку, уточку.
Ребята, более старшего возраста любят играть с плоскостными моделями, изображающими животных. Значительно расширяется номенклатура детской избирательности. Теперь малыш отлает предпочтение диким животным-"зверюшкам" /волк, медведь,лиса кабан, заяц, тигр и пр. /. Привлекают и экзоти-ческие животные: слон, крокодил, бегемот, “кашалотик-кашалот” и пр. У малышей первые простейшие знание о животных начинают складываться в результате неоднократного наблюдения за ними. Дети замечают, что у всех животных имеются глаза, уши, рот, лапы они перемещаются в пространстве, едят и пьют: они живые.
К двум годам малыши узнают в натуре, на картинках, по игрушкам кошку, собаку, петуха, курочку, птицу, рыбку, корову, начинают понимать разницу между живым и неживым объектом /заводная игрушка бедна по запасу движении, не требует ухода и т. п. /. У детей проявляется большой интерес к заводным игрушкам. Это игрушки-забавы. Знакомство с заводными игрушками должно проходить в эмоционально "доброжелательной теме. При показе игрушечных животных взрослый никогда не должен изображать страх на лице, боязнь, что они "укусят". Иногда взрослые делают последнее, желая пошутить, подчеркнуть, что игрушка живая. Но эффект от этого получается неожиданный.
Среди игрушек особое место занимают животные, стилизованные под челове-ка: слоник в фартучке, свинка в платьице, зайчик в штанишках, мишка в шапочке, петушок в сапожках и т. п. Их можно купать, кормит, водить за ручку, катать в колике, разговаривать с ними, т. е. действовать как с куклой.
Взрослым следует принять во внимание, что к трем годам игра ребёнка усложняется. Он проигрывает довольно сложные сюжеты, в которых задействованы не только сюжетные игрушки, но и строительные наборы. Малышу необходимы строительные наборы, включающие объемные геометрические фигуры: кубы, параллелепипеды, призмы, пластины, цилиндры, бруски и пр.
Исследование показало, что почти половина малышей в качестве любимой иг-рушки выбирает машину. Наибольшим успехом в этом возрасте пользуется ма-шины средних размеров. Особенно привлекают машины-фургоны с открывающимися дверцами. Почему? Да потому, что такая машина немного “загадка” : что внутри? Никто не винит! А вот, попробуйте догадайтесь! Так начинается игра.
Кстати, девочки так же, как и мальчики, обожают машины и играют с ними, выстраивая интереснейшие сюжеты.
Что же, игра мальчиков и девочек не имеет отличие? Уже в 2,5-3 гола можно заметить разницу в использовании, казалось бы, одних и тех же игровых предме-тов. Во-первых, девочки в 6 раз чаще обращаются к игре с куклой. Во-вторых, у мальчиков 2,5-3 лет значительно выше предпочтение к технической игрушке. Ес-ли девочки интерес к кукле продляют в игровых сюжетах бытового характера (стирка, уборка, приготовление обеда и пр., то у мальчиков игра с куклой разво-рачивается в связи со строительными ситуациями, транспортными "услугами". Например, мальчики строит дома для кукол, перевоза на машинах кукол и их имущество.
Особый интерес вызывает у малышей игрушка-телефон. Почему? Потому, что это игрушка-собеседник. Как часто она выручает нас, взрослых, когда мы не можем уделить внимание крохе. Малыш выходит из затруднительной ситуации, он начинает с нами общаться в воображаемой ситуации по телефону. Эта игрушка помогает ребёнку вообразить ситуацию "на том конце провода". Прислушивается к разговору сына или дочери. И узнаем себя в своих повседневных заботах, в знакомых интонациях голоса и речевых высказываниях. И ещё : игрушка-телефон поможет нам узнать, о чем мечтает наш малыш, чего он боится, кого любит и ждет с нетерпением. Так что, если вы ещё не успели купить своему ребенку телефон, поспешите сделать это.
В раннем детстве преждевременно делать вывод об игре малышей по "мальчишечьему" или "девичьему" типу. Тем и замечателен этот уникальный возраст, что игровые сюжеты рождает в ребёнке сама жизнь. Все решают обогащённая окружающая среда, впечатление малыша и характер общении со взрослыми - родителями в семье, воспитателями в детском саду.
Итак, дети в возрасте от 1.5 до 3,5 лет, отдают предпочтение игрушкам в следующем порядке : на первом месте – игрушки - животные, на втором - игрушки-забавы, на третьем - игрушки на бытовые темы, на четвертом - машины, далее - куклы, а затем игрушки, развивающие движения, например: мячи, каталки, обручи.