Ольга Шатова
Консультация для родителей «Как научить детей делиться»
Когда малыш отказывается делиться своими игрушками, это вызывает недовольство большинства родителей. Взрослым становится стыдно за поведение своего чада, они начинают упрекать его, называть «жадиной-говядиной» и даже наказывать. Действительно ли это плохо — не делиться игрушками? Как воспитать в маленьком человеке щедрость и уважение к окружающим?
Публикация «Консультация для родителей „Как научить детей делиться“» размещена в разделах
Почему дети жадничают? Как ни странно, но жадность — это нормальное качество карапузов. Делиться ребенок может, только если у него есть ощущение, что данная вещь принадлежит ему. При этом важно давать ребенку возможность самому решать, как распоряжаться своим имуществом. Так формируется ответственность и уверенность в себе от принятия самостоятельного решения, как поступить в той или иной ситуации.
Если вы заставляете ребенка поделиться своей вещью, то естественная и психически здоровая реакция - это защита своих ценностей. Проявления защиты могут быть разными, от агрессии и обиды до отстраненности. Плохо для развития, когда ребенок соглашается отдать свои вещи под страхом лишиться чего-то важного. Чтобы ребенок подчинился, взрослые иногда начинают манипулировать ценностями в их отношениях: отвергают эмоционально, используют наказания, критикуют.
Как сформируется тогда личность ребенка, если насильно заставлять его отдать свою вещь. Главное нужно понять, насколько успешен будет человек во взрослой жизни, как он будет строить свои отношения с окру-жающими и сможет ли он защитить себя и свои ценности. Способен ли он будет в будущем достигать желаемого. Сможет ли уважать ценности и желания других.
Чтобы ребенок научился сотрудничеству и совместной деятельности, хотел делиться с окружающими, то родителям стоит пересмотреть свой подход к воспитанию.
Задача родителей — аккуратно подвести ребенка к мысли о необходимости делиться, о том, что быть щедрым — это хорошо и правильно. Малыш должен именно осознать и самостоятельно принять эту идею.
В каком возрасте дети могут научиться делиться
Чувство привязанности бывает очень сильным даже у совсем маленьких детей. Нередко годовалый малыш с истошным криком цепляется за маму, когда ее отвлекает звонок по телефону, или, например, хочет обнять папа или старший ребенок. Малыш не хочет делиться мамой ни с кем, потому что видит в ней единственного своего защитника и опору, источник тепла и любви.
Когда ребенок становится чуть старше, он может переносить такую крепкую привязанность и на определенные предметы — например, на игрушки. Даже изрядно потрепанная кукла или плюшевый мишка остаются неизменной частью жизни малыша. Любая попытка другого ребенка поиграть любимой игрушкой вызывает резкое неприятие, поскольку маленький владелец воспринимает это как покушение на часть самого себя.
Нормальное развитие ребенка должно сопровождаться постепенным проявлением желания поделиться с кем-то. Так, малыш начинает осознавать, что стремление приятеля взять его машинку не несет для него ника-кой угрозы, а от совместных игр можно получать большое и взаимное удовольствие.
Взрослые должны понимать, что естественным путем, то есть само по себе, такое осознание может и не появится. Это тот случай, когда соответствующим навыкам можно и нужно учить. И сознание ребенка должно созреть для подобного обучения.
Психологи говорят о том, что трудно ждать каких-то ощутимых результатов от детей в возрасте до шести лет. Поэтому родители не должны их торопить. Полуторогодовалый ребенок просто не в состоянии осознать, что чувствует его партнер по играм, и почему он тянется к его игрушке. Такие уроки не должны быть навязчивыми, агрессивными, с использованием психологического давления или насмешек.
Надо запастись терпением и продолжать свои уроки, которые призваны приучить ребенка делиться.
Насколько эти навыки важны для развития ребенка
Дети в самом раннем возрасте не имеют навыков социализации, они не умеют существовать в обществе. Умение поделиться чем-то — это то, что способствует выработке навыков общения, дружбе, общим играм и развитию ребенка в целом. Когда он играет в одиночестве со своими любимыми игрушками — это один тип поведения. Когда же идет совместная игра и игрушки переходят из рук в руки — совсем другой. Для социализации малыша это наиболее подходящий вариант взросления.
Малыш должен получить удовольствие от того, что поделился с кем-то любимой вещью или сладостями. Ребенок не должен воспринимать это как потерю или утрату, тогда постепенно придет понимание того, что щедрость способна приносить радость, будет важным этапом для формирования позитивной личности.
Какие практические шаги необходимо предпринять родителям
Стремление делиться не относится к врожденным качествам. Малышей этому можно только постепенно обучить. Психологи предлагают множество вариантов для действий в этом направлении. Большинство упражнений не требует особых усилий и каких-либо дополнительных затрат. Нужно только желание взрослых сосредоточить развитие ребёнка в нужном направлении.
• Воздействуйте собственным примером.
Говорите детям: Давай я с тобой поделюсь. Хочешь укусить мое яблоко? и т. п. Покажите ребенку как вы сами делитесь и какие эмоции при этом испытываете. Когда даете ему свой шарф, чтобы он мог дополнительно утеплиться, или угощаете своим пирожным, то обязательно говорите о том, что «делитесь» с ним. Ребенок должен увязать в своем сознании предпринятое вами действие и его определение.
• Учите меняться. Этот прием очень часто помогает. Скажите ребенку: «Давай мы дадим мальчику поиграть твою машинку и попросим у него его. А когда вы поиграете, мы вернем ему его машинку, а он вернет тебе твою»,
• Хвалите малыша. Если ваш ребенок поделился с вами или с другим ребенком чем то, обязательно похвалите малыша.
• Привлекайте детей к процессу раздела. Если например, вы испекли пирог, попросите ребенка помочь его разделить на всех членов семьи.
• Читайте стихи и сказки на эту тему. Смотрите вместе мультики. Бесе-дуйте с ребенком (мультик «Мы делили апельсин.» и др.).
• Чтобы не провоцировать ссор и конфликтов в детском саду или на игровой площадке, лучше не брать с собой новую, любимую или дорогую игрушку.
• Уважайте то, что любит ваш ребенок.
Хорошо обращайтесь с вещами, которые малыш считает своими любимыми. Если он увидит плохое обращение, то это только утвердит его в мысли, что не надо ими ни с кем делиться. По возможности спрашивайте разрешения, если вам нужно взять что-то из вещей ребенка. Уважайте его мнение, если он скажет «нет».
• Не наказывайте за скупость.
Если наказать маленького ребенка за то, что он отказался с кем-то поде-литься, то он может просто не понять причину наказания. В результате это породит обиду, но отнюдь не научит щедрости. Лучше действует положи-тельная мотивация: поощрение и искренняя похвала за проявление щедро-сти.
• Ищите объяснения мотивов.
Если ребенок отказывается поделиться игрушками или сладостями, обяза-тельно попросите его объяснить — почему? Если же другие дети не дают ему свои игрушки, то обязательно также объясните и их мотивы, чтобы ваш малыш не думал, что так поступают всегда. Например, объясните, что Петя только что получил новую машинку в подарок на день рождения, и потому хочет поиграть сам. Или за Катей пришла мама, они должны уходить домой, а потому она не может дать свою куклу.
Чего нельзя делать:
-называть ребенка жадиной и не позволять это делать другим;
-не отбирать игрушку, чтобы отдать другому, не стремиться вызвать у ребенка чувство вины, что другой плачет;
-не запрещайте ребенку забрать уже взятую игрушку. Просто объясните, что сделать это нужно вежливо, без физической силы. Если не получается, то обратиться за помощью к маме ребенка, чтобы она сама забрала и отдала игрушку.
Будьте терпеливы, последовательны, и ваш ребенок обязательно научится этому важному социальному навыку.
И в заключении хочется сказать, что Маленький ребенок - это уже личность со своими желаниями, страхами, привычками. Нужно просто помочь ему пережить этот непростой период. Любите и гордитесь своими детьми! Радуйтесь вместе с ними и старайтесь их понимать!