Лидия Михайловна Сидоренко
Консультация для родителей «Как наши предки обучали маленьких детей собственным примером»
▼ Скачать + Заказать документы
В раннем детстве приучением ребёнка к труду осуществлялась главным образом, через игры и игрушки.
В игре дети моделировали те или иные действия с предметами, подмеченные ими в ходе наблюдений за повседневной жизнью семьи: они «запрягали» своих игрушечных лошадок в маленькие тележки, ввозили на них «сено», готовили «обеды для кукол» и так далее.
Публикация «Консультация для родителей „Как наши предки обучали маленьких детей собственным примером“» размещена в разделах
Известно, что наиболее эффективным методом обучения детей раннего возраста является наглядный пример. Это основана на том, что у ребёнка от 2 до 5 лет высоко развита способность к имитации, то есть к подражанию действиям взрослого человека. Вот эту-то эмпирически найденную закономерность наши предки и использовали для прививания первых трудовых навыков. «Пример лучше правила», «Добрый пример лучше ста слов», – говорили они.
В ходу были так называемые семейные игры, в которых воспроизводился трудовой распорядок семьи. Несмотря на то что мальчишки, как и сегодня, любили играть в «войну», в «охоту», в «поездку на ярмарку», они с не меньшим увлечением играли вместе с девочками и в «домики». В то время, как девчоночья половина «вела хозяйство», мальчики занимались поистине «мужской» работой: приносили дрова, ездили на базар, ходили на охоту.
Родители всегда старались использовать и поощрить стремление ребёнка научиться делать так как взрослые. Так, если пятилетний мальчик сорвёт где-нибудь пучок травы, высушит его, сложит стожком, а потом повезёт на дощечке домой и скормит скотинке (тёлочке или жеребёнку, то обязательно заслужит похвалу взрослых, и за столом ему – «работнику» – скажут: «Сегодня Ваня скотину кормил, так что до весны сена хватит»– пусть ребёнок начинает смекать, что кормить скот надо с умом, в меру, что сена должно хватить до первого выпаса и прочее.
Девочке, играющей в куклы, мать как бы мимоходом скажет: «Что ж ты Катю бросила, всем поесть дала, а ей не хватило, надо было побольше сготовить и или поменьше дать другим». Разговор вполне серьезный, хотя вместо еды перед куклами – горсть песка или камушки.
Проходило какое-то время, и, когда наступал период целенаправленного включения ребёнка в трудовую деятельность семьи, все эти формы – модели оказывались очень значимыми, ибо они облегчали и ускоряли процесс освоения детьми уже конкретных бытовых навыков. Сам труд входил в жизнь ребёнка как плавное, логическое развитие игры, а сам «пример» из подсознательного усвоения тех или иных действий, норм и правил перерастал в систематическое обучение, стимулом к которому выступала сила общественного мнения – «там где труд, там и почёт».
А теперь присмотритесь, во что играют современные дети? Несут ли эти игры тот потенциал знаний, который необходим человеку для того, чтобы стать полноценным и полезным членом общества?