Татьяна Пейчева
Консультация для родителей «Я — будущий первоклассник»
В. Даль сказал:
«Воспитывать детей, это значит: в низшей степени-кормить, поить,
в высшей степени-вразумлять, наставлять, поучать».
Поступление в школу-поистине переломный момент в жизни ребёнка. Малыш поднимается на очередную ступень по пути во взрослую жизнь, приобретает новый социальный статус и ему просто необходимо быть психологически и интеллектуально готовым. К школьному возрасту дети приходят с совершенно разным багажом опыта. Каждый возраст приносит что-то новое в психологический облик ребенка. Основное новообразование дошкольного детства-умение играть в ролевые игры, сюжетные игры и игры с правилами. Ребёнок моделирует в игре свои отношения с окружающим миром.
Публикация «Консультация для родителей „Я — будущий первоклассник“» размещена в разделах
Поэтому важная предпосылка готовности к школе-это исчерпанность предыдущего периода развития: ребёнок должен уметь играть.
В противном случае нагрузка начальной школы может оказаться непосильной и привести к проявлению невротических симптомов у ребёнка. Но умение играть-это личностная составляющая готовности к школе, существуют и другие связанные в первую очередь с особенностями и требованиями современного образования.
Уровень готовности ребёнка к обучению в школе исследуется в трё х направлениях:
1. Определение соматической готовности (рост, вес, уровень физического развития). Соматическую готовность определяют медики.
2. Определение педагогической готовности (устный счёт, навыки чтения, письма и т. д.). Эту готовность определяет учитель начальных классов при наборе учащихся в первый класс.
3. Психологическая готовность (определение общего уровня психологического развития, эмоциональной зрелости) Психодиагностику определяет психолог. В качестве составных компонентов психологической готовности включаются: личностная (мотивационная, волевая и интеллектуальная гот овность.
Личностная (мотивационная) готовность - желание ходить в школу для того, чтобы приобрести новые знания, желание занять новую социальную позицию-быть школьником, иметь познавательные интересы к тому содержанию, которое предлагает учитель, также важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. О личностной готовности ребёнка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом. Детей, мотивационно не готовых к обучению, со слабой познавательной потребностью, больше привлекает игра.
Волевая готовность- школьная жизнь требует от ребёнка чёткого выполнения определённых правил поведения и самостоятельной организации своей деятельности, способность к подчинению правил и требованиям взрослого.
Интеллектуальная готовность связаны с развитием мыслительных процессов-умственная активность и познавательные интересы ребёнка, его стремление узнавать что-то новое, понять суть наблюдаемых явлений, решить умственную задачу, развитие тонкой моторики и зрительно-двигательной координации, творческое воображение и т. д.
Практический опыт показывает, что далеко не все дети подготовлены к безболезненному вхождению в учебную деятельность в школе.
Причины лежат либо в сфере общения с взрослыми (непонимание условности вопросов мучителя, его особой позиции, либо в системе взаимоотношений и взаимодействия со сверстниками (неумение слушать товарища, следить за его работой, либо в сфере их собственного самосознания (завышенная самооценка своих возможностей, необъективное отношение к результатам своей деятельности). Психологическая готовность к школе, связанная с успешным началом обучения, определяет наиболее благоприятный вариант развития детей. При поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная форсированность какого-либо одного компонента психологической готовности.
Ученики с личностной неготовностью к обучению, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга.
Кроме того, они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении учителя к ним, а в остальное время отвлекаются, нарушают дисциплину. Имея завышенную самооценку, они обижаются на замечания. Мотивационная незрелость, присущая этим детям, часто ведёт к проблемам на занятиях.
Преобладающая интеллектуальная неготовность к обучению непосредственно приводит к не успешности учебных действий, невозможности понять и выполнить требования учителя, и, следовательно, к низким оценкам.
Психологическая готовность к школьному обучению-целостному образованию, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечёт за собой отставание в развитии других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.
Для учащихся-дошкольников основным залогом успешного обучения является мотивация и интерес. Поэтому педагоги подготовительных групп детского сада проводят занятия в игровой форме, затрагивая основные важные темы обучения детей. Задача педагогов подготовительных групп детского сада-сформировать у детей положительную мотивацию к школьному обучению и интерес.