Мария Шустова
Консультация для родителей «Изобразительная деятельность в домашнем воспитании ребенка второго года жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
в домашнем воспитании ребенка
второго года жизни
Многие родители считают : главное - восхищаться любыми детскими рисунками, давать возможность без всякого вмешательства
Публикация «Консультация для родителей „Изобразительная деятельность в домашнем воспитании ребенка второго года жизни“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
выражать свои мысли и чувства. Такое отношение к детскому творчеству ошибочно. Конечно, не следует навязывать ребенку свои видение и вкусы, но обучать основным изобразительным навыкам и
умениям необходимо. Правильное педагогическое руководство рисованием с учетом желания и замыслов ребенка способствует развитию у него устойчивого интереса к изобразительной деятельности, формирует склонности, способности.
В каком возрасте возникает детское изобразительное творчество? Каковы его источники? Почему родители должны обращать
внимание на активность ребенка в процессе рисования? Рассмотрим начальные этапы развития этой деятельности. На основании
исследования педагогов и психологов (Е. А Флерина, Н. П. Саккулина, Е. И. Игнатьева) можно утверждать, что изобразительная деятельность возникает уже на втором году жизни, в возрасте от 1 года до 1 года 2мес. и носит манипулятивный характер. Ребенок перекладывает карандаши, шуршит листом бумаги, двигает его по столу, стучит ладошкой, прислушивается к звукам. Не зная назначения карандаша и бумаги случайно наносит какие-нибудь штрихи и точки, но они не привлекают внимания ребенка. Без руководства со стороны взрослых такая манипулятивная деятельность может продолжаться довольно долго, в течение всего второго года жизни.
Как правило, изобразительная деятельность появляется раньше,
если дети видят, как рисуют взрослые, и начинают им подражать.
Ребенка привлекают движения карандаша, ручки по листу бумаги и самое главное появление следов. Для него это открытие: вот чистый лист - и вдруг линии, штрихи.
На втором году жизни (особенно в первой половине) дети еще не могут намеренно изображать какие-либо определенные предметы и явления. Этот период исследователи называют доизобразительным.
Дети 1 года 6 мес. - 2 лет все чаще замечают следы карандаша или краски на бумаге, пытаются давать название своим первым изображениям.
Как же меняются движения ребенка в процессе рисования? Вначале он покрывает лист бумаги точками, штрихами, затем неотрывными дугообразными линиями. Постепенно линии начинают закругляться и перекрещиваться, появляются зигзаги. Затем ребенок совершает вращательные движения, в результате чего получаются непрерывающиеся спирали, мотки, увеличивающиеся в размере и занимающие весь лист. Постепенно в рисунке исчезает нагромождение линий, и возникают более четкие графические изображения.
Примерные показатели развития доизобразительной деятельности на втором году жизни.
15 мес. Держит карандаш и оставляет им следы на бумаге. Совершает «открытие» - карандаш рисует. Знакомится с карандашом: рассматривает, находит заостренный конец, постукивает и двигает
им по бумаге.
18 мес. Рисунок носит спонтанный характер. След от карандаша
поддерживает желание рисовать. Ребенок начинает связывать действия карандаша и результата - изображение на бумаге.
21 мес. Контролирует движения карандаша, чертит каракули в
пределах листа. Это первый шаг в овладении техникой рисования.
Спонтанная деятельность переходит в преднамеренную.
24 мес. Заканчивается период хаотичных каракуль, ребенок начинает проводить отдельные линии, подражает по заданию взрослого.
Благодаря совместным действиям взрослого и ребенка подражание становится более содержательным. Черкая по бумаге, ребенок создает небывалые предметы, их форма быстро меняется, поэтому
ребенок часто и не дает им названия. Это объясняется спонтанным характером процесса рисования. Если взрослый помогает в нарисованном узнать знакомый предмет, ребенок откликается : улыбается, смеется, хлопает в ладоши, показывает рисунок всей семье.
В 2 года ребенок уверенно держит карандаш, кисть, пытается
что-либо изобразить сам. Появление линий, простейших форм доставляет ему большое удовольствие. Он может назвать то, что получилось: штрихи, линии - «дождик», «палочки»; круглые Формы-«мячики», «орешки», «колеса», «машина». Узнавание - новый этап в развитии изобразительной деятельности.
Постепенно ребенка начинает привлекать рисование красками. Он ритмично наносит мазки по всему листу или закрашивает его полосками, не оставляя белых пятен. Характер первых цветовых композиций различен. Одни дети предпочитают крупные цветовые участки, другие - небольшие пятнышки.
Ассоциативные образы при рисовании красками возникают быстрее, чем при использовании карандашей. Яркое пятно вызывает у ребенка радость и восхищение. Большое пятно темно-синей краски - это «туча, идет дождь». Пятно красной краски вызывает ассоциации с огнем.
Постепенно ребенок приобретает навыки композиционного расположения, от хаотичного разброса штрихов и мазков переходит к более четкому заполнению пространства, лист становится местом действия изображенных персонажей.
Рисунок дополняется словами, жестами, звукоподражанием. Образ становится живым, ощутимым. Этот процесс протекает неодинаково даже у детей одного возраста и зависит от уровня художественного развития и сенсомоторной сферы, восприятия, речи,
мышления, эмоциональных проявлений.
В чем специфика методов обучения ребенка раннего возраста изобразительной деятельности? В первую очередь это наблюдение за окружающей действительностью, рассматривание иллюстраций, предметов декоративно-прикладного искусства, народных игрушек. Однако надо помнить, что произведения искусства должны быть доступны пониманию ребенка как по содержанию, так и по средствам выразительности.
При обучении детей раннего возраста важен метод совместных действий взрослого и ребенка, сотворчество. Так, используя фольклор, играя в «ладушки» или «сороку», мать развивает двигательные навыки малыша, развлекая его при этом.
Совместные занятия требуют от взрослого внимания и подготовки. Надо не только позаботиться о том, чтобы ребенку было интересно', но и вызвать у него желание самому участвовать в процессе.
Тогда ребенок будет чувствовать себя гораздо увереннее.
Маленьких детей особенно увлекает изобразительная деятельность в новых, необычных условиях. Во время прогулки можно нарисовать палочкой на земле или снегу домик, предложить ребенку
«войти» в него. Летом с помощью формочек ребенок может делать
из песка рыбок, лошадок, цветы.
Занятия по рисованию с ребенком
второго года жизни
Разноцветные шарики
Нарисуйте' разноцветные круги или наклейте их, вырезав из цветной бумаги. Предложите ребенку «привязать. ниточки к шарикам.
Если он захочет сам нарисовать и раскрасить шарики, поддержите его. Обратите внимание ребенка на цвета шариков - красный, желтый, зеленый, синий.
Дождик
Нарисуйте или наклейте аппликацию - силуэт тучи. Скажите ребенку : «Пошел сильный дождь». Пусть он нарисует частые штрихи. После слов «дождь кончается», попросите ребенка оставлять на бумаге редкие штрихи. Чередуйте фразы. В конце скажите: «Дождик кончился, на земле появились лужи». Пусть ребенок рисует очертания луж овальной формы.
Покорми птичку
На лист бумаги наклейте изображение птички. Предложите ребенку «покормить ее. Пусть он наносит штрихи, точки, изображая зернышки. Сопровождайте действия стихами: «Маленькая птичка
прилетела к нам, маленькой птичке зернышки я дам».
Укрась платочек
Вырежьте из цветной бумаги несколько квадратов - «платочков». Предложите ребенку украсить их полосками и мазками. Для рисования возьмите гуашь или фломастеры, карандашами рисовать
на цветном фоне очень трудно.
Никогда не забывайте дать комментарии рисунку и порадоваться работе ребенка, а он, в свою очередь, сделает все, чтобы порадовать вас.