Нина Привалова
Консультация для родителей «Общение в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимопонимание рождается в диалоге, в общении людей. Истоки такого взаимопонимания (или непонимания) – в детстве. Общение матери с ребенком филолог Н. И. Лепская образно называла дуэтом, в котором есть две партии, но нет согласия. С опытом приходит согласование партий. Дуэт превращается в диалог.
Публикация «Консультация для родителей „Общение в жизни ребенка“» размещена в разделах
Общение ребенка в раннем возрасте с матерью, близкими людьми – необходимое условие его здорового психического развития. Со временем особое значение для ребенка приобретает общение с ровесниками. Место ребенка в обществе сверстников во многом определяется умением вести диалог.
Диалог – форма речевого общения. В нем взаимодействие партеров опосредуется знаками языка. Знание языка, умение словесно выразить свою мысль, передать чувство, установить с партнером «диалогическое отношение» (М. М. Батхин) в разнообразных коммуникативных ситуациях – слагаемые, необходимые для ведения диалога.
Дошкольное детство, короткий период в жизни человека, всего первые шесть-семь лет, имеет для него очень большое значение. В этот период развитие идет как никогда более бурно и стремительно; из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец постепенно превращается в относительно самостоятельную, активную личность; развиваются все стороны психики ребенка, и тем самым закладывается фундамент для дальнейшего личностного роста.
Особенно важным можно назвать возраст 3-4 лет, когда ребенок начинает осознавать свое «я», свою активность и деятельность, научается многому из того, что будет использовать в течение свей дальнейшей жизни. В этом возрасте усложняется эмоциональная жизнь малыша : обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства. От общения только с матерью ребенок переходит к общению со сверстниками. Это общение еще не носит постоянного характера, оно возникает спонтанно и быстро затухает, так как дети младшего возраста еще не умеют договариваться друг с другом и учитывать обоюдные интересы.
Большое значение для формирования будущих отношений ребенка с другими людьми имеет характер взаимодействия ребенка и взрослых в период раннего детства. Если родители, особенно мама, мало общаются с ним, он может резко отставать от сверстников в развитии речи и в овладении навыками речевого взаимодействия. Так же вреден для речевого развития ребенка и такой вариант общения, когда взрослые пытаются предвосхитить любой запрос малыша, проговаривая за него любую просьбу (бессловесно) : ребенок в результате не будет стремиться к овладению навыками речевого общения.
Успешное овладение речевым общением формируется в процессе игрового общения. По мнению Л. С. Выготского, игра создает «зону ближайшего развития» - возможность перехода ребенка от того, что он уже умеет делать самостоятельно, к тому, он сумеет сделать в сотрудничестве. Эта возможность характеризует динамику развития и успешность каждого ребенка. Именно в играх складываются и впервые осознаются детьми их взаимоотношения друг с другом; играя, дети учатся понимать характер взаимоотношений, приобретают необходимые коммуникативные умения и навыки.
Взрослый должен способствовать ребенку в развитии диалогической формы общения, которая несвойственна малышу изначально. Качество скоординированности диалога на начальном этапе обеспечивается взрослым, который «чинит» диалог, заполняя паузы, подсказывая ребенку возможные варианты поддержания и развития темы. Тем самым у детей развивается умение задавать вопрос и отвечать партнеру, умение слышать и понимать товарища.
В семье ребенок учится диалогу в процессе общения при разнообразных видах деятельности. Взрослый – основной источник языка и форм речи, общение с ним вовлекает ребенка в мир языка, в мир диалога. Этот же путь к диалогу ребенок проходит и в дошкольном учреждении, где воспитатель целенаправленно вовлекает детей в общение, регулирует на инициативные высказывания, отвечает на вопросы детей, организует разнообразные игры и занятия, в том числе и речевые.
К вершинам диалогического общения путь начинается в детстве, в общении с матерью, близкими, сверстниками.
Диалог имеет две составляющие – языковую и личностную. Чтобы вести диалог, человек должен научиться правильно пользоваться всеми составляющими родного языка: его звуковой, словарной, грамматической системами. Необходимо овладеть умением правильно выражать мысли и чувства в форме развернутого высказывания (текста, налаживать речевое взаимодействие с партнером, устанавливать с ним диалогические и личностные отношения.
В старшем дошкольном возрасте особое значение имеет становление речи детей. В этот период ярко проявляются способность к внеситуативному общению со взрослыми, к игровому и речевому взаимодействию со сверстниками, к играм со словами, звуками, рифмами.
В общении со взрослыми особую ценность приобретают инициативные высказывания детей. Инициативная речь контекстна, развернута, грамматически структурирована. В ней чаще встречаются сложные предложения.
Следует заметить, что эмоциональные контакты между детьми, их личностное общение обеспечиваются не только и даже не столько при помощи речи, а прежде всего использованием несловесных средств – взглядов, мимики, жестов, поз, предметных действий. Очень важно, чтобы ребенок мог достичь взаимопонимания, используя любые доступные ему средства.
Литература
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет. -М. : Мозаика-Синтез, 1999.
2. Белобрыкина О. А. Речь и общение. – Ярославль: Академия развития; Академия Ко, 1998.
3. Пазухина И. А. Развитие навыков общения у детей младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. - 2004.-№3(18).
4. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения : Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет). –СПб. : Детство – Пресс, 2000.