Дронова Татьяна Николаевна
Консультация для родителей «Использование народных игр и игрушек в работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратимой поры. Нормальное развитие ребенка, становление его внутреннего мира немыслимы без игры, а следовательно, без игрушки. Подбор игрушек – дело серьезное и ответственное.
В наше время, когда происходит переоценка ценностей, идет активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов патриотического воспитания. На первый план выдвигается задача воспитания личности ребенка, обладающего базовой культурой, формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.
Публикация «Консультация для родителей „Использование народных игр и игрушек в работе с детьми“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Ядром отечественных, в том числе народных педагогических традиций, являются игры и игрушки, корнями которых выступает религия предков русского народа.
Народная игрушка для ребенка – та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя.
Между тем, как показывают опросы, в большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются стихийно, в силу сложившихся обстоятельств или внешних, поверхностных признаков (привлекательность, величина, стоимость, желание угодить ребенку и пр.). Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую «полезность» взрослые либо вовсе не учитывают, либо целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все, что хочет. Отсутствие каких-либо ценностных ориентиров на рынке игрушек (как у производителей, так и у покупателей) приводит к их бесконтрольному производству, бессистемной закупке и бессмысленному потреблению. В результате прилавки магазинов и детские комнаты завалены однотипными и, как правило, бесполезными (а иногда и вредными) игрушками, но нужных и важных для детского развития нигде нет. Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве игры, а следовательно, и на эффективности развития ребенка.
Поэтому чрезвычайно важно при выборе игрушек учитывать не только их красоту и санитарно-гигиенические свойства, но и возможный психологический эффект. Однако подобная оценка должна опираться на объективные и научно обоснованные критерии.
Значение игрушки для всестороннего развития детей исследовали психологи А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и педагоги Н. М. Аксарина, Л. С. Славина, А. П. Усова. Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, отмечали, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера.
В народной игрушке передается любовь и ласка, веселость и смех, знания и умения - в этом сила ее влияния на ребенка. В народной игрушке много теплоты, которая выражается в заботливом, любовном ее исполнении : брызжущая красками глиняная дымковская игрушка; солнечная деревянная семеновская игрушка; праздничные, яркие, красные городецкие кони. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка своей незамысловатой техникой движения, звучанием, своей сказочной, декоративной трактовкой. Народная игрушка выполняет разные роли в одном и том же обличье. Детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение - все эти ее значения сплетаются воедино, в одну самую главную функцию: духовную функцию общения.
Немного поговорим о том, какие бывают игрушки, для чего они нужны и что каждая из них может дать для развития. Прежде всего подчеркнем: развитие ребенка происходит в разных видах деятельности, в ходе которых малыш преобразует не только предмет своей деятельности, но и самого себя. Самостоятельная и осмысленная активность ребенка в любой ее форме – важнейший результат развития и проявление его внутреннего мира. Осознание окружающего мира происходит прежде всего в действии. Ребенок, осваивающий окружающий мир и «строящий» самого себя, – это ребенок, стремящийся действовать в этом мире.
Исходя из этого, главная функция игрушки – активизация детской деятельности. Игрушку в качестве предмета, специально созданного взрослыми для детей, можно рассматривать как своеобразное (и, пожалуй, самое распространенное) средство развития. Игрушка должна стимулировать осмысленную активность ребенка и способствовать становлению новых форм его деятельности. Развивающий и образовательный эффект игрушки определяется прежде всего характером игрового действия и его связью с задачами развития. Этот аспект должен отчетливо осознаваться: выбирая ту или иную игрушку, взрослый должен сразу представить, что ребенок будет с ней делать.
Среди всех видов деятельности детей психологи выделяют две группы. В первую входят те виды, внутри которых происходит преимущественное освоение смыслов, задач и норм отношений между людьми и на этой основе – социальное и личностное развитие ребенка, т. е. его желания, интересы, чувства. Вторую группу составляют виды деятельности, внутри которых происходит усвоение способов действия с предметами и на этой основе формирование интеллектуальных, познавательных сил детей, их технических возможностей. Исходя из этого общепринятого разделения, имеющийся массив можно условно разделить на две группы.
Данное разделение крайне удобно, поскольку позволяет определить для каждого возраста главную линию развития и соответствующую ей деятельность, т. е. выделить приоритетные виды игрушек. Так, например, для детей от одного года до 3 лет главная, ведущая деятельность – предметная, в которой ребенок овладевает различными действиями с предметами, учится соотносить форму, размер, расположение отдельных деталей. Поэтому нужны прежде всего игрушки второй группы. А в дошкольном возрасте – от 3 до 6 лет – ведущей деятельностью становится ролевая игра, для которой необходимы игрушки первой группы. Кроме выделенных двух линий развития, есть и третья. Речь идет о физическом развитии и воспитании ребенка. Задача укрепления здоровья, формирования физических качеств: силы, выносливости, ловкости, меткости и пр. – важнейшая для воспитания детей.
Итак, исходя из сказанного, следует: первое и необходимое требование к игрушке – потенциальная возможность стать предметом соответствующего действия (деятельности) ребенка. Выбирая забаву, нужно, с одной стороны, ориентироваться на возраст (и, следовательно, главный тип деятельности, а с другой – стремиться к тому, чтобы в распоряжении были все виды игрушек, способствующие развитию различных сфер жизнедеятельности. Возможность (или невозможность) активного действия ребенка зависит от многих качеств, например от величины игрушки. Огромные мягкие «животные» (собаки, бегемоты, слоны, которые трудно взять в руки, не предмет детских действий. Те же мягкие игрушки, но меньших размеров вполне могут использоваться в детской игре.
Большое значение имеют и технические качества. Если кольца пирамиды с большим трудом надеваются на стержень, части матрешки со скрипом соединяются друг с другом, а колеса машинки плохо прокручиваются, ребенок не может осуществлять с этими игрушками соответствующие действия, хотя сами по себе эти виды имеют несомненное развивающее значение.
Таким образом, народная игрушка решает важнейшие задачи развития детей дошкольного возраста.
Именно традиционная русская игрушка соответствует основным критериям отбора игрушек. Рассмотрим их подробнее:
1. Простота и доступность. Иногда взрослым кажется, что чем больше разных свойств и качеств содержит игрушка, тем лучше. Так, казалось бы, пластмассовый слоник на колесах, который одновременно и паровозик, и телефон, открывает разнообразные возможности для детской активности. Но такое «разнообразие» дезориентирует ребенка: он не знает, что делать – возить ли, разговаривать ли по телефону или кормить? Причем полноценное выполнение всех этих действий весьма ограничено – перевозить что-либо на такой игрушке невозможно (ничего не положишь и никого не посадишь, телефонная трубка все время падает, а слон не в полной мере слон, поскольку он телефон на колесах. Гораздо полезнее в этом плане было бы «разъединить» все функции и предложить ребенку три разных и понятных по своему назначению и по способу действия предмета.
2. Стимуляция активных действий. «Полезность» игрушки далеко не единственный критерий оценки. В ней как бы пересекаются интересы и задачи взрослого и ребёнка. Она обязательно должна приносить малышу радость и удовольствие. Соответствие интересам самого ребёнка - важнейшее требование к игрушке, которое, собственно и делает её игрушкой. Но интересы и предпочтения у детей и взрослых зачастую не совпадают. Взрослых привлекает внешняя красота, сложность, богатство деталей, или описанное в аннотации развивающее значение. У детей несколько другие «приоритеты». Они могут предпочитать ту или иную игрушку потому, что видели подобную у своих друзей, или потому что она похожа на знакомого сказочного или телевизионного персонажа. Однако главным привлекающим фактором для ребёнка является возможность что-либо с ней делать.
Кроме того, развивающая роль игрушки заключается в ее способности быть не просто привлекательной, но и открытой для разнообразных форм активности ребёнка. Предметы, предполагающие, пусть и полезные, но стереотипные, однообразные действия, могут стать материалом для упражнений, тренировок, но не для игры. Игра - это сфера образов, условностей, скрытых возможностей. Это, прежде всего, проба своих способностей и выяснение свойств предмета, с которым играешь. Поэтому он должен содержать элемент новизны для поддержания любознательности и собственной активности ребёнка.
Игрушка должна быть максимально открыта для преобразований. Такие универсальные и популярные во все времена игрушки как мячи, кубики, вкладыши, куклы, благодаря своей простоте, чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения, тысячи новых комбинаций и не могут наскучить ребёнку. Таким образом, открытость для разнообразных действий, гибкость и простота - важное требование для хорошей игрушки.
Незаслуженно забытые всеми матрешки, которые сегодня покупаются как сувениры, являются, по сути, полифункциональными куклами. Сначала ребенок просто складывает и раскладывает фигурки, знакомясь с формами, размерами матрешек и их цветами. Затем он учится складывать их в правильном порядке, развивая у себя логическое мышление и усидчивость. И, наконец, повзрослев, ребенок начинает ценить эту игрушку как память о прошедшем детстве. Именно поэтому ценность народных игрушек очень велика, и, прежде всего, с точки зрения воспитания. Ведь игрушка отражает мир человека, его природное окружение и внутренний мир. Эти игрушки одновременно и развлекают, и дарят положительный настрой, прививают любовь к Родине, ее истории, помогают лучше узнать уклад жизни.
3. Поощрение самостоятельности. Игровые действия ребёнка должны быть самостоятельными. Игрушку можно рассматривать как особый предмет, позволяющий ему ощутить уверенность в своих силах. Она должна быть опорой для самостоятельных действий детей, должна помогать ощутить свою компетентность и автономность. Игрушки должны способствовать самостоятельной постановке и разрешению все более сложных задач. Наличие не только «загадки», но и подсказки, вызовет интерес и желание действовать. Предмет игры выбран правильно, если он содержит понятные ребенку ориентиры для его самостоятельной деятельности.
4. Этика, эстетика, культура. К социальным особенностям игрушки относится, прежде всего, этический аспект, который наиболее тесно связан с её воспитательной функцией. Игрушка должна по возможности вызывать добрые, гуманные чувства. Недопустимым является наличие в ней качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличное, объектное к живому, недопустимы. При выборе игрушек всегда нужно учитывать и художественный, эстетический аспект.
Кроме того, важным достоинством игрушки является её связь с культурными традициями своего народа. «Традиционность» игрушки имеет не только этнографическое или историко-культурное значение, но и является незаменимым средством воспитания и развития детей.
Знакомство с народным творчеством в семье можно начинать с использования малых фольклорных жанров (потешки). Это привлекает внимание маленьких детей (до 1 года, делает образ более понятным. К зрительному и осязательному восприятию добавляется слуховой образ, а ребенок, как известно, мыслит звуками, красками и ощущениями.
Детей раннего (1-3-х лет) возраста можно знакомить с народными сказками, песнями, частушками, пословицами и поговорками. В этих видах устного народного творчества отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности - представления о доброте, красоте, правде, верности и т. п. особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
Детям среднего дошкольного возраста (3-5 лет) могут быть интересны традиции, народными приметы и обрядовые праздники. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, верование в обереги и т. п.
Исключительный развивающий потенциал несут русские народные игры - один из жанров устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков, их быте, труде, мировоззрении. Игры предоставляют обильную пищу для работы ума и воображения.
С помощью пальчикового театра, театр бибабо и костюмированный театра учатся обыгрывать знакомые песенки, потешки, небылицы. В процессе театрализованной деятельности они глубже чувствуют атмосферу прошлого, знакомятся с предметами быта.
Народная педагогика создала все основные типы игрушек для каждого возраста: погремушки для детей раннего возраста (с шумом, движением, яркой окраской); каталки для малыша 2-4 лет (городецкие коньки, семеновские петрушки, кировские вертушки и др.). Рассмотрим их подробнее.
Основными народными игрушками в современной России являются погремушка (с 1 месяца, плюшевый мишка (с 3-х месяцев, неваляшка (с 6 месяцев, каталка (с 9 месяцев, матрёшка (с 1 года). Не менее интересны всевозможные волчки и бирюльки.
Я бы добавила и куклу, сделанную своими руками (тряпичная). У многих взрослых существует мнение, что мальчики не должны играть в куклы. Однако кукла не может сделать мальчика слишком мягким и женственным или превратить его в девочку. Но мальчикам нужны куклы-мальчики. В народной игрушке существует множество вариантов кукол-мальчиков (молодой парень, мужик). У таких кукол нет выраженных половых признаков, зачастую не прорисовано и лицо (оберег). Такая кукла для мальчика может быть и другом, и защитником, и своеобразным зеркалом, через которое ребенок учится общаться, понимать себя и других людей.
Дети среднего и старшего дошкольного возраста важны игрушки, направленные на развитие интеллектуальных и творческих способностей. Для них можно подобрать такие народные игрушки как 5-7 составные матрешки, различные музыкальные инструменты, игры типа «Чудесный мешочек». Дети 5-7 лет с удовольствием примут участие в мастер-классах по изготовлению (росписи) народной игрушки.
Для физического развития детей подойдут такие народные игрушки, как игрушка-накидушка, «Поймай мяч», «Колодки», «Городки», «Проворные мотальщики».
Резюмируя, выделим основные функции народной игрушки в жизни детей :
• Игрушка развивает эмоциональную сферу личности дошкольника;
• Способствует активизации процесса овладения знаниями, имеющими этнохудожественный и этнокультурный компонент;
• Формирует умения, навыки творческой деятельности, а также способствует формированию ценностного отношения к окружающей действительности;
• Приучает ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельности, развивает мышление, память, воображение, внимание, вырабатывает выдержку, воспитывает волевые качества, способствуя развитию мелкой моторики.
Отражающая действительность, быт, родную природу, традиции народных игрушек способствуют формированию интересов детей, помогая воспитывать их активными и творческими людьми.