Любовь Белоглазова
Экскурсия — одна из форм образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
образовательной деятельности и проводится
со средней группы детского сада.
Экскурсии проводятся с целью ознакомления
с природой—природоведческие и для
ознакомления с трудом взрослых и
окружающей жизни. Все экскурсии носят
характер познавательного развития детей и
расширяют кругозор детей, развивают речь,
учат наблюдать, анализировать,
делать новые открытия, воспитывать любовь к
Публикация «Экскурсия — одна из форм образовательной деятельности» размещена в разделах
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
родному краю. Отметить сезонные изменения
в природе нужно посещая одни и те же места.
Планирует экскурсию воспитатель исходя из программного материала и особенностей окружающей местности.
Педагог ставит цель прогулки—экскурсии, определяет место и путь, с учетом физических возможностей детей. Учитываются дороги, состояние погоды и за день—два воспитатель проходит и просматривает маршрут, находит нужные объекты и место экскурсии. Определяет объем знаний, которые дети должны получит во время экскурсии. Какие яаления будут представлены детям их последовательность, на какие части делится экскурсия и планируется коллективная, индивидуальная работа, зоны отдыха. Создать интерес можно с помощью загадок, поговорок, стихов.
Воспитатель подготавливает детей к предстоящей прогулке, говорит им о цели прогулки, на что нужно обратить внимание, что будут собирать, повторяет правила поведения на дороге, в общественных местах и на природе. Провести подготовку такого характера можно в играх, тренингах, чтобы дети могли правильно вести себя и реагировать быстро в новой ситуации. Учить быть внимательными и заботливыми друг с другом, соблюдать общие правила передвижения коллективом, делать новые открытия и уметь делиться ими с друзьями.
Дети должны знать куда пойдут, зачем пойдут и какую одежду нужно для этого одеть. Подготовить экскурсионное снаряжение для сбора материала в группу для дальнейшей работы, экспериментов и рассматриваний. Материал для сбора на экскурсии и все снаряжение хранится должно на видном месте и при отправлении в путь дети распределяют между собой кто понесет какое снаряжение. Общие цели объединяют детей в коллектив, учат работать в группе, а также можно приучать готовиться и нести снаряжение в паре. Вместе с детьми тщательно продумать с детьми какой материал они будут собирать для дальнейшей работы.
Природоведческие познавательные
экскурсии включают в себя :
- вводную беседу
- коллективное наблюдение
- индивидуальное самостоятельное
наблюдение детей
- сбор природоведческого материала,
игры детей с собранным материалом
Взависимости от времени, года, погодных условий, цели экскурсии части воспитатель может варьировать. на месте экскурсии, следует в краткой беседе напомнить о ее цели, дать детям осмотреться. Коллективное наблюдение является основной частью экскурсии, с помощью которого решаются все основные задачи.
Воспитатель помогает детям увидеть характерные признаки предметов и явлений. Обратить внимание детей помогут различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы, пояснения. Познавательный интерес развивает рассказы из личного опыта, проблемные ситуации и логические задачи, предлагаемые воспитателями. В качестве примера можно привести вопрос: "Как вы думаете, береза в парке похожа на березу на вашем участке? " и т. д. Целесообразно использовать именно те из них, которые стимулируют проявление эмоций и чувств детей. Можно спросить у воспитанников, какие добрые слова можно подарить цветам на клумбах парка, в лесу, с какими пожеланиями обратиться к пернатым друзьям и т. д. Необходимо обращать внимание не только на отдельные природные объекты, но и на экологические сообщества, рассматривая "этажи" леса и водоема, определяя обусловленное взаимодействие между ними, строить логические цепочки связей и зависимостей.
Во время дидактических игр дать возможность детям проявить активную заботу, экологическую грамотную позицию по отношению к объектам природы. Темы могут быть следующие: «Помоги дереву», «Осторожно, муравей», «Птицы любят тишину» и др.
Важное место отводится на экскурсиях вопросам, побуждающим детей рассматривать предмет, сравнивать его с другими предметами, находить отличие и сходство, устанавливать связь между различными явлениями природы. При рассматривании объектов следует учитывать, что знания детей будут прочны только в том случае, если они получены в результате активной работы всех органов чувств.
По окончании основной части детям дается возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако при этом не следует забывать об охране природы, сбор материала должен быть строго ограничен и проводиться под руководством
или при непосредственном участии педагога.
Во время отдыха детей проводятся игры и игровые упражнения. Дети актуализируют представления о характерных особенностях предмета, выражают словами мнение о качестве предмета, запоминают название растений («Угадай по запаху», «Узнай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка?», «Раз, два, три, к березе беги!»).
В заключительной части экскурсии воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы. Главная цель заключительного этапа — подведение итогов экскурсионной работы. Творческие задания позволят ребенку выразить свои впечатления, показать отношение к миру природы. Можно предложить детям совместно с педагогом составить книги сказок. Например, дошкольники могут сочинить рассказ о парке, предположить, какие сказки могла бы поведать им старая ель. Через поступки персонажей, вводимых в эти литературные произведения, можно выразить отношение к различным экологическим ситуациям. Как вариант творческих заданий, воспитатель предлагает составление коллективных коллажей, изображающих надводных и подводных обитателей водоемов, любимых аллей парка и пр.
Конструирование макетов экосистем из природного и бросового материалов поможет детям лучше понять цепочку взаимосвязей и взаимозависимостей, существующих в природе. После каждой экскурсии макет может дополняться, преобразовываться. На основе конкретизированной информации дети выстраивают пищевые цепочки, добавляют новые природные объекты и т. д.
Таким образом, экскурсии помогают формировать представления воспитанников об экологических системах (парков, водоемов, сформировать представления об их "жизни" в течение года, понаблюдать, какие изменения происходят с каждым природным объектом в зависимости от сезона, научиться любить и оберегать окружающую среду. Экскурсии – форма познавательного развития детей, прежде всего, решаются задачи образовательной области «Познавательное развитие» (пункт 2.6. ФГОС ДО) :
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
Образовательной области «Речевое развитие»
- владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Памятка для воспитателей по организации экскурсий и целевых прогулок
Пешеходные прогулки должны быть рассчитаны на 30 минут ходьбы в одну сто-рону. В таком походе крепнут силы детей, развивается выносливость, способ-ность преодолевать трудности, упражняется воля и настойчивость. Воспитатель заранее намечает маршрут, на котором ровная дорога чередуется с разнообраз-ными естественными препятствиями: склоны, бревна, пеньки, канавки, мостик и т. д. места для привалов и место для разбивки лагеря.
В таких походах принимают участие музыкальный руководитель, мед. сестра. Со-ставляется конспект. В нем указывается: с какой группой проводится поход и на какое расстояние, место и время отправления, путь следования.
Во время пешеходных прогулок надо так организовать детей, чтобы они могли идти не только в парах, но и свободно, группами по 3-4 человека. На дороге должны встречаться препятствия: поваленное дерево, низко нависшие ветки, ру-чей и т. д.
Природное окружение всегда можно использовать для упражнения в прыжках: спрыгивать с плоских камней, с пеньков (не выше 50 см.). Для прыжков в длину использовать ширину тропинок, канавки. Прыгать в высоту можно через прутик, положенный на два соседних пенька, через невысокие пеньки. Для перелезания использовать бревна, поваленные деревья, низко нависшие ветки для подлезания.
Надо стремиться на каждой прогулке, упражнять детей во всех видах основных движений, используя для этого сочетание естественных условий со специальными пособиями. Например: идти между двумя линиями, подбрасывать мяч вверх и ловля его руками, дойдя до камня, положить мяч возле него, встать на камень, спрыгнуть, пройти на четвереньках до обруча (сплетен из веток, пролезть в него, подбежать к ветке с подвешенным колокольчиком, подпрыгнуть и позвонить.
Во время пешеходной прогулки организовать с детьми сбор природного материа-ла, который можно использовать на занятиях по конструированию в трудовой де-ятельности.
После такой прогулки детям предлагают сделать зарисовки, проводятся беседы об увиденном.
При разбивке лагеря желательно предусмотреть телефонную связь, а площадь ла-геря ограничить гирляндами из флажков, цветов и т. д. При организации малого туризма предусмотреть меры, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей.
ПРИМЕЧАНИЕ: Длительность маршрута увеличивать постепенно, придав ему игровую форму – “Туристический поход”. Составить свою небольшую туристиче-скую песню.
Перед выходом в поход провести инструктаж – как вести себя в походе. На при-валах организовывать отдых детей: песни, хороводы, соревнования, чтение и рассматривание книг и др.
Туристическое снаряжение:
Головной убор (шляпа, шапка, панама, спортивный костюм, кеды или кроссовки. Необходим рюкзак, посуда, игрушки, спортивный инвентарь (мяч, кегли, скакалки и др.); обязательно возьмите с собой аптечку и питьевую воду. Можно взять с собой музыкальные инструменты
Литература:
• Богина Т. Л. : «Режим дня в детском саду» - М. : «Просвещение», 1987г.
• Каменева Л. А. :«Как знакомить дошкольников с природой» - М. : «Просве-щение», 1983г.
• Каменева Л. А. :«Методика ознакомления детей с природой в детском саду» - М. : «Просвещение», 1991г.
• Лучич М. В. : «Прогулки с детьми в природу» - М. : «Просвещение», 1969г.
• Мазурина А. Ф. :«Наблюдения и труд детей в природе» - М. : «Просвеще-ние», 1976г.
• Фролов В. Г. : «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке» - М. ,«Просвещение», 1986г.
• Фролов В. Г. : «Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста» - М. ,«Просвещение», 1983г.
Сайт МАААМ https://www.maam.ru/obrazovanie/nashi-ekskursi
https://www.studfiles.ru/preview/5707655/page :8/
https://yastudent.com/pedagogika/ekskursii-celevye-i-povsednevnye-progulki-s-detmi-v-prirodu-ix-rol-v-ekologicheskom-obrazovanii.html
https://d22105.edu35.ru/metodicheskaya-rabota-v-dou/rekomendatsii-dlya-pedagogov/270-metodika-organizatsii-tselevykh-progulok-i-ekskursij