Ирина Кольцова
Консультация для родителей «Игры на развитие предметной деятельности и познавательной активности детей раннего возраста»
▼ Скачать +Заказ
В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, то есть деятельность, направленная на овладение различными способами действий с предметами. Предметная деятельность является ведущей потому, что именно она оказывает решающее влияние на развитие всех сторон психики и личности ребенка. В рамках этой деятельности возникают и развиваются основные психологические новообразования раннего возраста.
Игры, направленные на развитие практических и орудийных действий.
Публикация «Консультация для родителей „Игры на развитие предметной деятельности и познавательной активности детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Основная цель этих игр – научить детей удерживать в руках круглые предметы разного объема (маленький, большой мячик, осуществлять броски разной дальности и точности, пользоваться предметами, специально созданными для овладения орудийными действиями (клюшкой, молотком для толкания, закатывания мячей).
Игры с каталками и тележками.
В ходе этих игр дети учатся захватывать ручки тележек, каталок, веревочку, к которой привязана машинка, управлять движением предмета, меняя его скорость и направление, координировать свои движения и движение предмета.
Для этой цели детям предлагают игрушки на колесиках, тележки, которые можно толкать перед собой, везти за собой или скатывать по наклонной плоскости. Можно также нанизать на веревочку разнообразные предметы: пластмассовые игрушки, емкости, заполненные мелкими предметами и издающие разные звуки при движении.
Игры с молоточками, колышками, палочками.
В этих играх дети учатся забивать колышки в песок, мягкую глину, пластилин, снег, проталкивать предметы в трубки разного диаметра, расплющивать и резать пластичные материалы.
Игры с конструкторами.
Конструирование – одно из любимых занятий детей. В играх с конструкторами малыши учатся вкладывать, сцеплять, совмещать детали. Очень важно, чтобы дети имели возможность свободно манипулировать деталями конструктора, самостоятельно открывая способы их крепления, создавая разнообразные фигурки и постройки. В процессе конструирования дети получают представление о форме и размере предметов, их физических свойствах, узнают название цветов и т. д. Игры с конструкторами способствуют развитию мелкой и крупной моторики, творческих и умственных способностей детей.
Игры с кнопками, застежками, замочками.
Развитию у детей ручных действий способствует манипулирование разнообразными кнопками, выключателями, креплениями, застежками, шнурками и т. п. Игры с этими предметами помогают развивать у малышей координацию движений глаз и рук, точность движений, ощутить результативность действий.
Игры, направленные на развитие познавательной активности.
«Секреты и сюрпризы»
Познавательную активность детей эффективно стимулируют новые незнакомые предметы, игрушки с секретами и сюрпризами. Действуя путем проб и ошибок, малыши видят неожиданный эффект (раздается неожиданный звук, появляется игрушка, картинка и т. п., который вызывает у них интерес, яркие эмоции (удивление, радость, подкрепляет исследовательскую деятельность. Действуя с такими игрушками, дети познают скрытые свойства предметов.
Для наблюдения можно использовать любые заводные игрушки (курочка, кувыркающийся по лесенке клоун, шагающий бычок, машинки, самолетики и т. п., игрушки со световыми и звуковыми эффектами, разнообразные наборы игрушек, которые дети могут приводить в движение самостоятельно, нажав кнопку или повернув рычажок. Малыши с интересом наблюдают, как шарик, машинки, поезда движутся по сложной траектории, исчезают в тоннеле и появляются в неожиданных местах.
«Погремушки и шумелки»
Игрушки для экспериментирования можно изготовить из обычных пластиковых бутылок (металлических банок из под чая). Для этого их нужно наполнить мелкими камушками, горохом, желудями, песком, монетками и пр. и плотно закрыть крышками, чтобы малыши не могли их открыть и высыпать содержимое. Получатся разные по внешнему виду, весу, звучанию погремушки. Одни будут громко греметь или звенеть, другие тихо шуршать. Такие игрушки можно сделать для каждого ребенка. Экспериментируя с ними, малыши будут сравнивать свойства этих предметов. Со временем они научатся по звуку распознавать, что находится внутри непрозрачной погремушки. Игры с красками.
Экспериментирование с красками (акварельными или гуашью) также создает хорошие условия для развития познавательной активности малышей. Смешивая краски, получая новые цвета и их оттенки, дети открывают различные свойства красок и новые возможности для экспериментирования с цветом. Для этих игр, помимо красок и кисточек, необходимы клеенчатые фартучки для детей, стаканчики с водой, клеенка для столов.
Игры с водой.
Игры с водой открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды и разных предметов (теплый – холодный, тонет – плавает и др.).
Для игр с водой понадобятся различные емкости: пластиковые баночки и бутылочки, разного размера, формы, цвета. Миски, тазики, кружечки, воронки, леечки, ситечки, фартучки для детей, губки, салфетки.
Игры с песком.
В играх с песком малыши знакомятся с его свойствами (сухой – мокрый, мягкий
– твердый). Они узнают, что сухой песок можно пересыпать, а из мокрого делать различные постройки. Возможность изменять форму и расположение построек открывают простор для детского творчества.
Малыши очень любят насыпать песок в различные емкости, копаться в нем руками, лопаткой, палочкой, топтать его ножками, втыкать в него палочки, веточки, листики, камушки, делать из него куличики.
Игры, направленные на развитие восприятия и мышления.
Игры с вкладышами.
Вкладывая меньший предмет в больший, дети учатся соотносить величину предметов, координируя действия руки и глаза. Маленькие дети с удовольствием достают из коробочки, миски или мешочка игрушки и вкладывают их обратно. Следует поддерживать интерес детей к таким играм.
Игры с кубиками.
Игры с кубиками очень полезны для познавательного развития детей. Действуя с кубиками, малыши получают возможность сравнивать их по величине, цвету, материалу, рассматривать и называть нарисованные на них картинки, значки, сооружать различные постройки.
Игры с пирамидками.
Пирамидка – очень полезная игрушка для детей раннего возраста. Разбирая и собирая пирамидку, ребенок не только овладевает определенными практическими навыками, но и учится сравнивать и классифицировать ее элементы по цвету и размеру, выстраивать их в порядке убывания и возрастания. Игры с пирамидкой способствуют формированию у ребенка представлений об изменяемости внешнего вида одного и того же предмета и его обратимости.
Игры с картинками.
В конце первого года жизни дети начинают проявлять интерес к картинкам. Они с интересом рассматривают их, раскладывают, перекладывают. Начиная со второго года жизни можно организовывать специальные игры-занятия с картинками, которые прежде всего полезны тем, что способствуют формированию у детей наглядно- образного мышления, развитию таких мыслительных операций, как классификация, обобщение. В процессе игр с картинками развивается способность детей узнавать предметы по их изображению, удерживать в памяти наглядные образы, восстанавливать образ целого по его частям, сравнивать изображения по различным признакам.
Благодарю Вас за внимание!