Лариса Акмалова
Консультация для родителей «Игры для развития мышления»
▼ Скачать
Уважаемые родители!
Мышление является высшей ступенью человеческого познания. Мышление позволяет получать знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть восприняты на чувственной ступени познания. Результатом мышления является мысль, выраженная в слове, развитие детского мышления происходит поэтапно. На начальном этапе оно представляет собой наглядно-действенное, или практическое, мышление.
Публикация «Консультация для родителей „Игры для развития мышления“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Развитию наглядно-действенного мышления дошкольников способствуют игры с картинками - пазлами, конструкторы, головоломки.
К четырем - пяти годам дети начинают переходить от действий с предметами к действиям с образами этих предметов, совершаемыми в уме.
Так развивается наглядно-образное мышление. На этом этапе ребенку необязательно
брать предмет в руки, достаточно отчетливо представить его.
В дошкольном возрасте можно говорить лишь о предпосылках развития словесно-логического мышления. Это самый сложный вид мышления, в котором оперируют не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами.
Хотя логическое мышление дает возможность решать более широкий круг задач, осваивать научные знания, не стоит торопиться формировать у дошкольника этот вид мышления слишком рано. Важно сначала создать прочный фундамент в виде развитого образного мышления. Именно такое мышление позволяет ребенку находить решения, исходя из конкретной ситуации.
Развитию образного мышления способствуют игры, конструирование, аппликации, рисование, слушание сказок, драматические мини-постановки и другие виды детского творчества.
У ребенка важно также сформировать способность к таким мыслительным процессам, как сравнение, обобщение, анализирование, классифицирование.
Предложенные игры и упражнения помогут вам в этом.
«Да – нет - ка»
Ведущий загадывает слово или рассказывает какую-нибудь историю, а дети должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие вопросы, на которые можно дать один из ответов: «да» или «нет».
Цель «да — нет-ок» — научить детей задавать вопросы, научить находить критерии классификации любых объектов окружающего мира, научиться слушать других, быть внимательным, не повторять вопросы.
«Визуальные «да – нет - ки»
Необходимый инвентарь: карточки с изображениями предметов (или животных) или
небольшие игрушки.
Разложите на столе игрушки или картинки (не больше десяти).
Дайте ребенку минуту, чтобы их рассмотреть. Затем спросите его: «Какой предмет я
загадала?». Ребенок с помощью наводящих вопросов: «Он лежит в правой половине стола?
Снизу? Он желтого цвета? Он тяжелый? Он круглый?» определяет загаданный вами предмет (картинку).
Для начала в роли задающего вопросы лучше выступить взрослому. Так ребенок быстрее поймет сценарий игр.
Ситуативные «да – нет - ки», или
«Маленькие детективы».
Эта игра — вариант предыдущей, но более сложного уровня. Однако после освоенияпростых правил ребенок легко справится с заданием и вступит в увлекательный мир выдуманных им историй и их расследования. Ситуативные «да — нет-ки» развивают умение находить причинно-следственные связи.
В ситуативных «да — нет-ках» отвечают на вопросы: «Он это сделал для того, чтобы. ?»,
«Она думала, что это. ?», «Он пошел туда, чтобы. ?», «Наверное, она знала, что. ?» и т. д.
Например, попросите малыша объяснить ситуацию: ребенок с родителями должен был поехать в театр, но не поехал. Как он думает, почему?
Если придумывание историй вызывает у вас затруднения, возьмите готовую ситуацию из литературного произведения, сказки. Например:
«Сначала он ее поймал, поговорил с ней и отпустил. Потом она сама к нему приплывала,
делала подарки, но однажды обиделась и уплыла» (Золотая рыбка.)
«Сначала его сделали, чтобы съесть, но не съели. Потом он убежал, и его съели». (Колобок.)
«Сначала он был не настоящий, затем чуть не превратился в животное с копытами.
А потом, когда он совершил много хороших поступков, стал настоящим мальчиком. (Пиноккио.)
«Он остался без родителей, его воспитывали животные, он победил врага и вернулся к людям» (Маугли.)
«Четверо зверей-музыкантов забрались друг на друга и сильно напугали разбойников. (Бременские музы-канты.)
«Все птицы как птицы, а эти работают у злой старухи и совершают плохие поступки. (Гуси-лебеди.)
«Сундук с сокровищами»
Необходимый инвентарь: коробка или сумка; любая съедобная или несъедобная вещь, которая помещается в коробку или сумку.
Ребенку предлагают с помощью десяти вопросов отгадать, что внутри.
«Картинки-загадки»
Необходимый инвентарь: коробка с картинками или карточки от детского лото.
Эту игру можно проводить как для одного ребенка, так и для небольшой группы детей.
В группе выбирается один водящий. Остальные садятся на стулья, они должны отгадывать.
Из коробки водящий берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает то, что на ней нарисовано. Дети предлагают свои версии.
Следуюшим водящим становится тот, кто первым дал давильный ответ.
«Жили-были»
Игра на смекалку, развитие мышления, речи, закрепление знании об окружающем мире.
Играть можно вдвоем с ребенком или небольшой компанией, задавая вопросы по очереди.
Взрослый задает вопрос, который должен начинаться фразой «жили-были» (жил-был).
Ребенок должен попытаться дофантазировать, что же было дальше. Например:
— Жил-был котенок, что с ним потом стало?
— Он вырос и стал взрослым котом, ловил мышей и спал на диване.
Эта игра очень увлекательна. Вы от души повеселитесь над детской фантазией.
«Кто кем был?»
Игра противоположна предыдущей. Ребенок должен назвать состояние, предшествовавшее тому, что называет ему взрослый. Например:
Кем был старичок? (Мальчиком.)
- дерево? (Ростком.)
- Буратино? (Поленом.)
«Кто кем (чем) будет?»
Игра хороша тем, что в нее можно играть и компанией, и вдвоем с ребенком где угодно.
Задавайте друг другу вопросы. Следите за тем, чтобы малыш, отвечая на вопросы, грамотно склонял имена существительные. Например:
Кем будет слоненок? (Слоном.)
-- яйцо? (Птенцом, черепашонком, крокодилом, яичницей и т. д.)
-- дождь? (Лужей.)
- девочка? (Женщиной.)
- гусеница? (Бабочкой.)
«Третий лишний»
В этой игре дети учатся классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.
Взрослый называет три слова, например: «собака», «кошка», «рыба».
Ребенок должен определить, что все три слова относятся к обозначениям живой природы, но «собака» и «кошка» обозначают животных, а «рыба» - нет. Значит, слово «рыба» лишнее.
Несколько примеров: береза, сосна, роза; мыло, шампунь, зубная щетка; молоко, кефир, чай; дверь, диван, окно; море, океан, бассейн и т. д.
«Что бывает…»
Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов, понимать значение понятий «высота», «ширина», «длина», классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Затем нужно дать возможность ребенку проявить себя.
В игру можно включать самые разные понятия: «мягкое», «живое», «острое», «горячее», «твердое» и т. д.
Примеры:
— Что бывает высоким? (Дерево, столб, человек, дом.)
— Что выше: дерево или человек; фонарь или машина?
— Что бывает узким (широким?
— Что бывает глубоким (мелким?
— Что бывает круглым (квадратным?
«Чего не может быть без…»
Игра помогает ребенку научиться выделять существенные признаки.
Запишите на листочке несколько рядов слов. В каждом ряду должно быть одно главное слово и несколько дополнительных, относящихся к главному.
Зачитайте ребенку один ряд слов, из которых он должен выбрать главное.
Например, главное слово — «детсад», ряд дополняющих его слов — «дети», «воспитатель», «игрушки», «каша», «веранда».
Задаете вопрос ребенку: «Какое слово самое главное? Без чего не бывает детского сада?
Может ли быть детский сад без детей? А без воспитателя? А без веранды? А без каши? Почему?».
Каждое слово подробно разбирается. Главное, чтобы ребенок понял, почему именно то или иное слово является главным понятием.
«Кто что делает?»
Игра поможет познакомить ребенка с профессиями и глаголами, обозначающими действия, которые сопровождают профессиональную деятельность; научит правильно строить простые предложения, отвечать на вопрос «Что делает?»
Необходимый инвентарь: карточки с изображениями людей разных профессий.
Вариант 1
Показывая ребенку карточки, задайте ему вопросы, начиная с простых: «Кто водит машину?», «Кто продает билеты в автобусе?», «Кто летает на самолете?».
Вариант 2
Более сложные вопросы: «Что делает швея?», «Что делает повар?», «Что делает дворник?».
Вариант 3
Задайте вопрос-загадку: «Этот человек работает в магазине, сидит на стуле, покупатели приносят ему свои покупки, а он выбивает чек и берет деньги».
Вариант 4
Спросите ребенка: «Что нужно водителю?», «Что нужно доктору?», «Кому нужна метла?».
«Снаружи - внутри»
Игра поможет ребенку научиться соотносить понятия «большое - маленькое» «внутри -
«снаружи».
Назовите ребенку пару предметов и попросите его сказать, что может находиться внутри, а что — снаружи. Например: дом - подушка, котлета - кастрюля, сердце - кошка, рыба - река, сахар - чай и т. д. Затем поменяйтесь ролями — пусть ребенок называет пары слов.
«Живое – неживое»
Игре ребенок знакомится с понятиями «одушевленный» и «неодушевленный».
Объясните ребенку, что, говоря о живом, мы задаем вопрос «Кто?», а о неживом - «Что?».
Приведите несколько примеров:
Медведь — это кто? Это животное.
Цветок — это что? Это растение.
Бабочка — это кто? Это насекомое.
Шкаф — это что? Это мебель.
Петя, что лежит у тебя на столе? Тетрадь.
Затем начните игру в вопросы и ответы:» Кто растет? Что растет?» «Кто летает? Что летает?» «Кто плавает? Что плавает?» «Кто самый смелый? Что самое большое?»
«Части - целое»
В эту игру можно играть в дороге, гуляя с ребенком по парку, в очереди к врачу и т. д.
Назовите ребенку несколько слов, которые обозначают составляющие одного предмета или существа. Например: четыре ноги, сиденье, спинка; картинки, буквы, бумага; листья, кора, ствол; голова, хвост, четыре лапы, поводок. Малыш должен ответить на вопрос:
«Что это?» или «Кто это?».
Можно поменяться ролями — ребенок называет слово, вы отвечаете на вопрос.
Несколько примеров:
Цифры, стрелки.
Корень, стебель, листья, лепестки.
Экран, кнопки, пульт, каналы.
Полки, дверцы, одежда
Ноги, хвост, хобот.
«Я - Ты»
Цель игры — быстро понять, о чем говорит соперник, и ответить ему в том же духе.
Например, взрослый говорит: «Я — радуга!»,
ребенок должен ответить: «Я — солнце!»,
взрослый продолжает: «Я — небо»,
ребенок отвечает: «Я — самолет!» и т. д.
«Отгадай по описанию»
Игра способствует разбитию речи ребенка, в частности умению согласовывать прилагательные и существительные. Закрепляет знания о понятиях, объединяющих собой те или иные предметы, существа.
Игра является усложненным вариантом предыдущей игры.
Заранее подготовьте предложения-загадки, на которые дети должны дать ответ.
Несколько примеров:
Красивое насекомое, с разноцветными крылышками, любит летать, ест нектар.
Транспорт, длинный, состоит из нескольких частей, ездит по железным рельсам.
Дикое животное, живет в лесу, воет на луну.
Дикое животное, с шерстью рыжего цвета, в сказках. Всегда всех обманывает.
Фрукт с желтой кожурой.
Профессия человека, который ходит в белой одежде, делает уколы.
«Придумывалки»
Игра способствует развитию абстрактного мышления, речи.
Необходимый инвентарь: предметы разной формы, (счетные палочки, шарики, коробочки, крышечки, баночки и т. д.); картинки, которые можно соотнести с подобранными вами предметами ( например: зеркало, карандаш, мороженое, удочка и т. д.).
Предложите ребенку подобрать картинки, на которых изображены предметы, похожие на счетную палочку, шарик, коробочку и т. д.
Например:
* Карандаш, удочка, иголка и нож по форме похожи на палочку.
* Ваза, стакан, наперсток — на баночку.
Зеркало, озеро, монокль, монета — на крышечку от банки.
«Были – небылицы»
Игра помогает развивать логическое мышление, умение фиксировать противоположные
высказывания, закладывает навыки аргументированного отстаивания своей позиции, умения
корректно спорить.
Ведущий задает детям вопросы. Например:
«Может крокодил летать? А почему? А может ли он летать в самолете?
«Может ли маленькая девочка водить шину? А почему?» «А если ее посадил на колени папа?»
«Может ли торт быть соленым? А почему? А если мама перепутала банки?» и т. д.
Используемая литература:
1. Азбука логики / Л. Я. Береславский. – М., 2001.
2. Ефанова З. А. Развитие мышление. – Волгоград: ИТД «Корифей» 2010.
3. Ильин М. А. Школа активного Мышления Ильина. Готовим ребенка к школе, для детей 4-6 лет. – С-П., 2005.
4. Кузнецова А. 205 Развивающих игр для детей 3-7 лет. – М., 2008.
5. Панова Е. Н. Дидактические игры – занятия в ДОУ. Младший, старший возраст. Выпуск 1, 2. – Воронеж, 2007.
6. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. – Академия развития, 1997.
7. Управителева Л. В. Подготовка к школе в детском саду счет, чтение, речь, мышление. – Академия развития, 2006.
8. Чего на свете не бывает? / под ред. О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева. – М., 1991.
9. Шорыгина Т. А. Серия пособий из цикла «Знакомство с окружающим миром, развитие речи». – М., 2003.