инна шевелёва
«Дружные волшебники для Золушки». НОД по формированию элементарных математических представлений в старшая группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дружные волшебники для Золушки»
Программное содержание: учить детей пересчёту предметов только одного названия (наименования) в пределах первого десятка, а также познакомить с понятиями «лишний», не хватает, их взаимодополняемостью, сравнивать группы по количеству (на сколько больше, на сколько меньше, выстраивать алгоритм последовательности действий при построении по образцу, знать названия объёмных геометрических форм (куб, цилиндр, пирамида, конус, формировать пространственные представления; закрепить правила пересчёта в линии, по кругу, врассыпную и знание того, что разноимённые предметы складывать нельзя, развивать логическое мышление, целеустремлённость в играх – головоломках с палочками, мелкую моторику рук; формировать способность находить достоинства в каждом сверстнике, прививать доброту, внимание, умение работать вместе, взаимопомощь, навыки самостоятельной работы.
Материал и оборудование: сказочный ларчик с предметами (крупа: фасоль, горох, платье, волшебная палочка, туфелька, тарелка с фасолью, коробка с орехами, гимнастические палки, часы, два одинаковых набора мягких геометрических модулей из 5 – 6 частей, карточки с образцом постройки кареты.
Ход занятия:
1. Мотивация:
Приглашаем детей в круг. Воспитатель показывает детям волшебный ларчик, в котором хранятся вещи из одной сказки: крупа, платье, часы, волшебная палочка, туфелька. Дети отгадывают что за сказка. После ответов воспитатель предлагает помочь Золушке попасть на бал, но только не с помощью волшебства, а своими добрыми делами, а также узнать, где в этой сказке встречается математика.
2. Подвижно – дидактическая игра «Помоги Золушке разложить продукты»
Мачеха ссыпала вместе фасоль и орехи. Детям предлагают превратиться в голубей и помочь Золушке. Фасоль – в тарелку, а орехи – в коробку.
Дети рассчитываются на первый – второй и перестраиваются в две группы. Первая группа чёрные голубки, вторая белые голубки.
Чёрные гули выбирают фасоль. Белые гули орехи.
После того как разобрали, в каждой группе выбирается вожак, который должен сосчитать фасоль и орехи. Фасоль в тарелке. Орехи в коробке.
Далее фронтальный опрос: - Можно ли складывать всё вместе – и фасоль, и орехи?
(Нет, можно складывать вместе только одинаковые предметы.)
- Вспомнить правила счёта предметов, расположенных в ряд и по кругу. Чего больше орехов или фасоли? На сколько больше? - Как без пересчёта узнать, чего больше? (Объединить в пары.) – Поставьте нужный знак между этими количествами.
Дидактическая игра «Можно – нельзя»
Золушка просит детей помочь ей разобраться, что же можно пересчитывать вместе, а что нельзя, ведь злая мачеха заставила её пересчитать всё в своём хозяйстве.
- Можно ли считать вместе диваны и яблоки, платья и кастрюли, цветы и собак, большие и маленькие корзины, девочек и мальчиков, лошадей и жеребят? Почему?
(Выслушав вопрос, дети выполняют хлопки руками на «да» и топают на «нет»
Подвижно – дидактическая игра «Волшебные палочки»
Воспитатель просит детей найти волшебную палочку, чтобы превратить старое платье Золушки в наряд для бала. Для этого они должны, держа перед собой гимнастические палки, образовать фигуру, изображённую на карточке, показанной воспитателем (треугольник, квадрат, ромб и др.)
Дети выполнили задание, и волшебная палочка появилась. Теперь платье Золушки можно обновить с помощью волшебной палочки. Но Золушке надо на чём - то добраться до бала. Нужен транспорт. – Ребята, надо срочно построить карету.
Игра «Собери карету»
Дети из объёмных модулей строят карету по образцу.
Дети называют из каких геометрических фигур состоит карета и отмечают об расположении той или иной фигуры.
Золушка попала на бал благодаря Вам ребята. Она там танцевала, познакомилась с принцем. Но вот часы пробили ровно полночь… Это сколько? (12 часов ночи).
Золушке надо срочно возвращаться домой и когда она убегала с бала, то потеряла туфельку.
- Ребята, а поможем мы ещё раз Золушке, помогите восстановить пару туфельки. Я вам предлагаю нарисовать туфельку, соединяя точки с цифрами последовательно, друг за другом. (Дети выполняют работу, сидя за столами).
3. Итог занятия.
- Где мы были? Что делали? Кому помогали? Что узнали нового? Какие задания для вас были трудными? – Где в сказке «Золушка» встречается математика?