Татьяна Загорулько
Консультация для родителей «Игры для развития связной речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Игры для развития связной речи детей дошкольного возраста»
Речь – это особая форма общения людей друг с другом, с её помощью человек обменивается своими мыслями, делится информацией и какими-либо впечатлениями и т. д. С помощью речи люди организуют совместную деятельность и важную роль в этом играет умение человека выражать свои мысли. И этому человек учится ещё до поступления в школу.
Публикация «Консультация для родителей „Игры для развития связной речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
До двух лет у детей практически отсутствует фразовая речь, некоторые дети могут в этом возрасте говорить отдельные слова, пользоваться жестами, мимикой. В три года словарный запас у ребенка составляет примерно 1500 слов. Дети стараются запомнить новые слова, иногда «изобретают» собственные. Могут составлять предложения из 3-5 слов, но иногда с грамматическими ошибками. В словаре появляются наречия, притяжательные прилагательные, числительные. Могут обобщать предметы, относящиеся к одной группе (посуда, игрушки, цветы, одежда и т. д.). Ребенок может назвать свой пол и имя, возраст называют, используя пальчики для наглядности. В четыре года словарный запас детей увеличивается и составляет примерно 2500-3000 слов. В этом возрасте вопросы «сыплются» на родителей один за одним. Ребенок составляет сложные предложения, запоминает и рассказывает стишки, пересказывает короткие сказки. Начинают рассуждать. В пять лет совершенствуются все компоненты речи : словарный запас, грамматический строй, связность. Также совершенствуется и коммуникативность. Высказывания становятся более развернутыми. В 6-7 лет ребенок имеет большой словарный запас, дети знают от 4000 до 7000 слов, из них 70% они используют постоянно. Дети развернуто отвечают на вопросы, логично и последовательно выражают свои желания, мысли, используют сложные предложения, ведут монолог и диалог, много фантазируют, сочиняют рассказы. Могут пересказать сюжет фильма или книги, составить увлекательный рассказ по картинкам.
Именно в старшем дошкольном возрасте (5-7) надо обратить внимание на развитие связной речи, так как это необходимо для дальнейшего обучения в школе. Связная речь не будет развиваться если у ребенка не достаточный словарный запас, дефицит общения, ему не читают книг и т. д. Поэтому больше времени стоит уделять общению с ребенком. Читать книги, а затем обсуждать сюжет. Играть в различные игры, которые расширяют словарный запас. Каждый день спрашивать у детей чем они занимались в детском саду, что ели, во что играли. Такое общение будет развивать не только речь, но укреплять связь между родителями и детьми. В быту позвольте ребенку вам помогать, расспрашивайте, что но делает и зачем. Совместная деятельность ребенка с родителями благоприятно влияет на развитие связной речи.
Примеры некоторых игр для развития словарного запаса и связной речи, в которые можно играть не только дома, но и по дороге в детский сад, в общественном транспорте и т. д.
Игра «Опиши куклу».
Цель: учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.
Описание игры : показать ребенку куклу и просить рассказать о ней, какая она. Кто это? (Кукла). Как ее зовут? (Лена). Какая она? (Красивая, нарядная и т. д.). Что Лена умеет делать? (Играть, петь, танцевать и т. д.). Давай вместе расскажем про Лену. Взрослый начинает: «Наша Лена (очень красивая). У нее (нарядное платье синего цвета, белый бантик, белые туфельки, белые носочки)» и т. д.
Игра «Найди лишнюю картинку»
Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.
Описание игры : перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одна картинка представлена из другого набора. Ребёнок должен найти лишнюю картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.
Игра «Найди ошибку»
Цель: учить находить смысловую ошибку в предложении.
Описание игры : предлагается ребенку послушать предложения и сказать, все ли в них верно.
1. Зимой в саду расцвели цветы.
2. В ответ я киваю ему ногой.
3. Мальчик рукой порезал нож.
4. Медведь спит летом в берлоге.
5. Летом был сильный мороз.
Игра «Подбери признак»
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Ход игры : ребенку называют слово и задают вопросы (какой? какая? какие? какое, ребёнок отвечает. Например:
Кошка (какая) – ласковая, красивая…
Варежки (какие) – теплые, мягкие…
Самолет (какой) – большой, военный…
Книжка (какая) – интересная, красивая…
Яблоко (какое) – красное, сладкое…
Чашка (какая) – стеклянная, глубокая…
Машина (какая) – грузовая, легковая…
Игра «Разгадай ребус»
Ребенку предлагается любая тема (транспорт, фрукты, мебель и т. д., загадывается слово, говорится первая и последняя буква. Он должен угадать какое это слово.