Елена Николаевна Гальченко
Консультация для родителей «Игры для развития фонематического слуха и восприятия»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие фонематического слуха и восприятия не менее важно, чем коррекция звукопроизношения, эти процессы тесно друг с другом связаны.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ-умение воспринимать, различать звуки речи. ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ-умение анализировать звуковой состав слова, определять последовательность звуков в слове, его слоговую структуру. Нарушение фонематического слуха часто является причиной неправильного звукопроизношения или его следствием. В любом случае нарушение фонематического слуха сопутствует нарушению звукопроизношения. Речь ребенка формируется по подражанию, и часто ребенок начинает копировать неправильный вариант произнесения звука, принимая его за верный. Это объясняет ситуацию, когда большая часть группы имеет одинаковый дефект звукопроизношения, либо ребенок копирует неправильное звукопроизношение у родственников. Довольно распространенные случаи искажения слов, связанные с недостатком фонематического слуха : Глинный (вместо Длинный, траНвай, Небель и т. д. .Нарушение фонематического восприятия обычно проявляется в речи в виде упрощения, искажения слоговой структуры слов (атобус, скоровода и т. д.)Нарушение и недоразвитие фонематического слуха и восприятия значительно затрудняют обучение грамоте, приводят к нарушению письменной речи-дисграфии, задерживают процесс автоматизации поставленных звуков речи. Развивать фонематический слух и восприятие тоже можно в игре.
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации для родителей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
*соблюдайте разницу между понятиями «звук» «буква»-если вы только называете слова, речь может идти лишь о звуке, буква-это письменный знак, ее можно только написать, увидеть, прочитать, но не произнести.
-Определение наличия звука в слове. Задания могут быть такими: выбери только те картинки (игрушки, в которых прячется звук (например С).Я буду называть слова, а ты хлопни в ладоши, если услышишь звук … .
-Придумывание слов с заданным звуком.
-Определение позиции звука в слове. Где в слове спрятался звук? (в начале, середине, в конце)
Размести картинки в автобусе, если звук в начале слова-картинку положи в первое окошко, если звук в середине слова-во второе, а если звук в конце слова-в третье.
Придумай слова с заданным звуком в начале, середине, конце слова.
Какой звук в слове первый, второй…последний?
-игра «Звуковая цепочка» : я назову слово, а ты-слово, которое начинается на последний звук моего слова. ( например: кошка-ананас-самолет-танк и т. д.)
-слова-паронимы (слова, отличающиеся одним звуком)Покажи, где коза, а где коса, лук-люк, суп-зуб и т. д.
-игра «Подскажи словечко»-любые короткие рифмовки, в них нужно не договорить последнее слово, предоставить ребенку возможность самому подсказать слово в рифму : например:
Подарили нам игрушки, целый день стреляли….(пушки) и. т. д.
-Игра «Магазин»-отхлопывание слоговой структуры слов. Купить игрушку или картинку можно. Отхлопав ее название по слогам.
-Игра «Ребусы»-нарисуйте «зашифрованное» слово-каждый звук в слове обозначьте картинкой, в названии, которой этот звук первый
-развитие фонематического слуха и восприятие в младшем дошкольном возрасте следует начинать с неречевых звуков (молоточек, погремушка, колокольчик, шуршание бумаги, опознания этих звуков (угадай, что звучит, опознания звукоподражания ( кто кричит: ко-ко, ку-ку, ав-ав)
Далее постепенно переходить к определению наличия звука в слове, начиная с гласных и ярких согласных (р-р, ж-ж, звуки при этом должны произносится утрированно, выделяться голосом. Игра «Магазин» тоже доступна малышам.
Если ваш ребенок знает буквы, дополняйте все задания еще и работой по соотнесению звука и буквы. Например: какой звук в слове первый? - положи такую букву и т. д. Очень часто дети, знающие буквы начинаю сами читать и составлять слова из букв в процессе работы над развитием фонематического слуха и восприятия.