Татьяна Сельцова
Игры с мячом для развития фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Игры с мячом на развитие фонематического слуха
Младший возраст
1 игра «Назови звук» (с мячом в кругу)
Взрослый называет слово с выделением любого звука, а ребенок, которому брошен мяч, называет звук и перебрасывает мяч взрослому.
2 игра «Если звук услышат ушки,
Мяч взлетает над макушкой»
Взрослый предлагает подбросить мяч вверх, если дети услышат заданный звук среди других звуков или в словах.
3 игра «Мяч по кругу».
Публикация «Игры с мячом для развития фонематического слуха» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с мячом для детей
- Мяч, мячик
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Дети встают в круг, взрослый в центре круга. На каждое слово дети передают мяч, но если в слове есть заданный звук – передают мяч взрослому.
4 игра «Услышь звук»
Дети встают вкруг, взрослый в центре круга. Взрослый бросает мяч, называет слово. Если звук есть в слове – ловить мяч, если нет – откинуть.
5 игра «Мяч кидай – первый звук называй»
Взрослый бросает мяч и называет слово, а ребенок называет первый звук в слове и бросает мяч взрослому.
Игры с мячом на развитие фонематических процессов
Старший возраст
1 игра «Мяч кидай первый (последний) звук называй»
Взрослый бросает мяч и называет слово, а ребенок называет первый (последний) звук в слове и бросает мяч взрослому.
2 игра «Строим мост»
Цель: учить детей определять место звука в слове; закреплять умение катить мяч, работая всей кистью руки, развивать глазомер.
Описание: дети играют в парах, для выполнения условий игры используется гимнастическая палка и небольшой мяч красного, синего или зеленого цвета (зависит от звука, с которым дети "дружат" на занятии). Взрослый называет слово, спрашивает, есть ли в слове заданный звук, и предлагает определить место звука в слове (начало, середина, конец).
3 игра «Мяч передавай – слово со звуком называй»
Дети выстраиваются в колонну. Ведущий называет звук. Игрок, стоящий первый, называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.
4 игра «Кто больше знает слов»
Цель: закреплять навыки звукового анализа; учить попадать в горизонтальную цель правой (левой) рукой с расстояния до 3-х метров.
Описание: взрослый предлагает детям подобрать слова с заданным звуком. Ребенок называет слово, берет мяч и бросает его в корзину. Знатоком считается тот, кто больше забросил мячей в корзину.
5 игра «Звуковая цепочка»
Свяжем мы из слов цепочку.
Мяч не даст поставить точку.
Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.
Описание: взрослый называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова – это начальный звук следующего слова.
6 игра «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»
Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитее внимания, быстроты мышления.
Описание: взрослый бросает мяч детям, называя слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, одновременно отбивая слоги мячом или отстукивать по мячу, бросает мяч обратно.
7 игра «Слог да слог и будет слово, мы в игру играем снова»
Цель: умение добавлять слоги до слова.
Описание: Взрослый говорит детям : «Я произнесу первую часть слова, а вы назовите целое слово».Затем поочередно бросает мяч детям каждому ребенку.
8 игра «Мяч лови и мяч бросай – сколько звуков называй»
Взрослый называет поочередно звуки слова, а ребенок называет целое слово и наоборот.
9 игра «Лови да бросай, слово новое узнай»
Цель: развитие фонематических представлений.
Описание: Дети стоят в кругу, в центре – взрослый. Взрослый бросает мяч, называет слово, а ребенок убирает первый (последний) звук в слове и бросает мяч ведущему.
Лужи – ужи Рост - рос
Крот – Стол -
Клещи – Бегут –
Косы – Кружит -
Бочки – Волы -
Сурок - Стога –
Бобр –
Взяла –
Можно в словах заменять один звук на другой.
10 игра «Чистоговорки»
Цель: учить детей подбирать рифму к слову.
Описание: Взрослый бросает мяч и произносит слоги, а ребенок придумывает сочетания слов в рифму.
Например: са-са-са – к нам летит оса