Анна Николаевна Лаптева
Консультация для родителей «Игры для автоматизации шипящих звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители!
Мы с вами плодотворно работаем и вместе помогаем вашему ребенку.
Ваш ребенок научился произносить звук Ш, но прежде, чем ребенок начнет использовать его в речи, предстоит проделать большую работу. Нужно звук автоматизировать в словах и предложениях. Это работа родителей. Логопед поможет вам подобрать речевой материал, который доступен и понятен вашему ребенку, а главное насыщен «трудным» звуком.
Публикация «Консультация для родителей „Игры для автоматизации шипящих звуков“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Темочки
Для успешной автоматизации звука, родители с детьми должны разучивать чистоговорки, загадки, стихи, читать и рассказывать сказки. Родители должны приучить ребенка следить за своим произношением.
Закреплять звук не сложно, главное не терять внимания к его правильному произношению.
Для этого нужно:
• Заученные чистоговорки, стишки на отрабатываемый звук повторяйте с ребёнком при любом удобном случае, даже вне занятия. Это поможет быстрее добиться более устойчивых результатов в исправлении звукопроизношения.
• Старайтесь чаще стимулировать речевую активность ребенка. Окружающая обстановка даё т много тем для разговоров с ним: по дороге в детский сад (названия улиц, деревья, цветы, погода, транспорт, правила поведения в общественных местах, дорожные знаки и многое другое).
• Читайте детям книги, обязательно беседуйте по содержанию, предложите пересказать рассказ, понравившийся эпизод.
• Активизируйте речь детей в любой момент, когда ребёнок с вами рядом (помогает на кухне, в уборке квартиры, во время прогулок и т. п.)
Главное, нужно постоянно следить за правильным произношением поставленного звука в обычном разговоре.
Автоматизация звука Ш в чистоговорках
Нужно читать следующие скороговорки, четко произнося автоматизируемый звук. В случае ошибки, педагог должен поправить ребенка и попросить повторить заново:
• «Я по камушкам пошёл, шубу шёлковую нашёл».
• «Шила в мешке не утаишь».
• «В шалаше шесть шалунов».
• «Шапка да шуба – вот наш Мишутка».
• «Метил в лукошко – попал в окошко».
Автоматизация звука Ш в стихотворениях
Стихотворения нужно подбирать в соответствии с возрастом малыша, чтобы они были просты и понятны ему. Можно использовать картинки с изображениями, чтобы визуализировать сказанное.
Для примера приведем несколько стихотворений:
1. «Ши-ши-ши, ши-ши-ши
Что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Это утка в камыше.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
Выходи из камыша.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Нет уж утки в камыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
Что же шепчут камыши?
шо-шо-шо, шо-шо-шо
— Я пишу уж хорошо,
шу-шу-шу, шу-шу-шу
— Всё, что хочешь, напишу,
ши-ши-ши, ши-ши-щи
«Ешьте кашу» — напиши,
шу-шу-шу, шу-шу-шу
— Это я уж напишу,
шо-шо-шо, шо-шо-шо
— Вижу, пишешь хорошо».
2. «Петушок, петушок!
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка!
Что ты рано поёшь,
Детям спать не даёшь!».
3. «Школьник, школьник, ты силач:
шар земной несёшь, как мяч».
4. Мышонок и Мышь
Мышонку шепчет мышь:
— Ты что шуршишь, не спишь!
Мышонок шепчет мыши:
— Шуршать я буду тише».
Игры на автоматизацию звука [Ш]
Игровые упражнения помогают сохранить интерес ребенка к занятиям, одновременно закрепляя автоматизируемый звук. В играх нужно активно использовать визуальные материалы.
Упражнение «Какие вещи в шкафу у Маша, а какие – у Миши?». Логопед задает этот вопрос, а ребенок должен выбрать картинки со словами, которые, по его мнению, подходят, и произнести их. К примеру:
• У Маши в шкафу…. (шапка, гуашь, шуба и т. д.).
• У Миши в шкафу…. (клюшка, рубашка, карандаш, шахматы).
Очень интересное упражнения для автоматизации [Ш] в связной речи – игра «Кот на крыше».
Описание: На стуле сидит один из играющих детей с закрытыми глазами. Он – кот, а остальные дети – мышки. Они тихо подходят к коту и вполголоса проговаривают:
«Тише, мыши. Тише, мыши.
Кот сидит на нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись
И коту не попадись…»
После этого «кот» просыпается и начинает гоняться за «мышками». Можно отметить на полу зону, куда кот не может забегать – это мышкин дом. Игру нужно проводить, пока все мышки не будут пойманы. Тот, кого ловят, произносит 2-3 слова со звуком Ш.
Этот полезный логопедический материал можно использовать самостоятельно, занимаясь со своим ребенком дома. Важно проявлять терпение и хвалить малыша за каждый его успех. Помимо самостоятельной работы, важны регулярные занятия с логопедом, которые помогут поставить произношение автоматизируемого звука.