Татьяна Артамонова
Консультация для родителей «Игра в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра - школа морали в действии» (А. Н. Леонтьев)
Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что – то делать, выражать себя, творить, общаться. Всё это происходит в собственной активности ребёнка – в игре, рисовании, конструировании, танцах, песни. Все психологи единодушно утверждают: без игры невозможно нормальное развитие ребёнка. А в дошкольном возрасте от 3 до 7 лет игра является ведущей деятельностью, т. е. Определяет развитие ребёнка и закладывает основы его будущего становления. Игра – школа общения. Главным условием возникновения ролевой игры является наличие взаимоотношений между людьми. В игре ребёнок примеряет на себя новые роли, учится жизни. Игра рождается не вследствие каких-то внешних предпосылок (игрушки, возраст, а вследствие внутренней потребности в ней, потребности в освоении человеческих отношений. Характер воссоздания отношений в игре между людьми может быть очень разным. Это могут быть отношения взаимной помощи и сотрудничества, заботы и внимания, разделения труда, но также и отношения властвования, даже деспотизма, враждебности, грубости и т. д. Игра — школа реальных взаимоотношений, школа уступок и терпимости.
Публикация «Консультация для родителей „Игра в жизни ребенка“» размещена в разделах
Основной мотив игры – действовать как взрослый. Но для того, чтобы в игре детей появились позитивные мотивы взаимоотношений, необходимо, чтобы взрослый стал для ребёнка образцом, эталоном, «мерой всех вещей».
Учите детей играть! Как часто родители слышат от ребёнка : «Поиграй со мной, пожалуйста!». И какую радость он испытывает, когда мама или папа, оторвавшись наконец от бесконечных дел и забот, соглашаются побыть пациентом в больнице, покупателем в супермаркете или клиентом в парикмахерской. Ребёнок, наблюдая за мамой, будет сам играть также, внося свои изменения, дополняя эти действия. Обращайтесь к ребёнку через роль, просите его «полечить», «продать» и т. д. Принять на себя роль – значит действовать как кто - то, поставить себя на его место. Причиной появления игровой роли является стремление ребёнка включиться в заманчивый для него мир взрослых. Показателем появления роли является ответ на вопрос «Кто ты?». Если ребёнок ответит, что он космонавт, шофёр и т. д., значит, он принял роль.
Если ребёнок овладеет способами ролевого поведения в игре со взрослым, то начнёт развёртывать более разнообразную деятельность, переключаясь и на другие роли. Если любимая роль повторяется в разнообразных сюжетах, то в этом, по мнению специалистов, нет ничего плохого. Нельзя допускать, чтобы дети выбирали игры с отрицательным содержанием, поскольку переживания, связанные с игрой не проходят бесследно. Переключайте игру, придавая ей положительное содержание.
Игра доставляет ребёнку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишайте его этой радости, помните, что вы и сами были детьми.
Игра для ребёнка – это не только удовольствие и радость. Это мир, в котором он живёт, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми. Неразвитость ролевой игры свидетельствует об отсутствии, дефиците или деформации взаимоотношений в семье или в группе сверстников.
С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение – психические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом коллективе.
Когда дети играют дома – родителям приятно. Но что такое детская игра? Для чего она? Некоторые родители считают, что это баловство, шалости, забава, которые ребёнку ничего не дают. Давайте разберёмся в этом и сделаем выводы. Оказывается, игра – основной, ведущий вид деятельности дошкольника. От рождения до семи лет психологи, учё ные выделяют три вида деятельности: 1 – Общение от рождения до года. 2 – С одного года до трёх лет – предметная деятельность. 3 – С трёх до семи лет – игра особенно сюжетно – ролевая. Почему ведущий? Потому что развивают все психические процессы детей, мышление и речь, внимание, память, воображение.
С трёх до пяти лет игра становится сложнее. Дети хотят принять участие в настоящей жизни. Играют вместе, берут роли, братья, сёстры объединяются. И в играх появляется всё новое, что они увидели по телевизору, в кино, что им прочитали. И вот уже не только будни, но и жизнь города, страны. Появляется проводник, машинист, бэтман - человек – паук. И ему всё равно, что вместо ракеты пара стульев, а на голове не шлем, а шляпа из бумаги. Он оживляет предметы, они разговаривают, но он знает, что это не живое. У родителей возникают вопросы : сколько времени должен играть ребёнок, стоит ли отвлекать другим занятием? Ответ: Надо дать ребёнку возможность играть. Если он не наиграется в детстве, то не будет успеха в серьёзной деятельности. Ребёнок развивается в игре – учится обобщать, анализировать то, что нужно, развивается фантазия, способность концентрировать внимание. Педагоги говорят – каков ребёнок в игре таков будет в будущей жизни.
Если ребёнок хорошо играет – значит, он учиться мыслить, действовать, значит он не будет бесполезным фантазёром. А значит, родителям не следует жалеть времени на игру. Вы должны понять игра – серьёзный вид деятельности, орудие самовоспитания ребёнка. Если ваш малыш спокойно и подолгу играет – значит, ребёнок развивается правильно!
«Почему ребенку нужна игра»
(советы родителям)
В играх у детей развивается личность во всех сферах: познавательной, эмоциональной, социальной, творческой, двигательной и мотивационной. Существует огромное количество игр, цель которых сформировать те или иные навыки ребенка, дать ему новую информацию о мире, воспитать положительные черты характера.
Подвижные игры развивают силу, выносливость, ловкость, улучшают осанку.
Сейчас в магазинах большой выбор настольных игр. Не обходите их вниманием! Они способствуют развитию сообразительности, внимания. Учат быстро ориентироваться в форме, цвете, величине. Помогают усвоить грамоту и счет.
Командные игры учат ребенка сотрудничать, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликтные ситуации (пусть порой и с помощью взрослых).
В ролевых играх малыши привыкают справляться со своими эмоциями. Радоваться и показывать свое счастье на людях, скрывать в нужные моменты грусть и разочарование, переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство.
Пальчиковые игры, шнуровка стимулируют развитие речи, пространственное мышление, внимание, воображение. Дети лучше запоминают стихотворные тексты, и их речь становится более выразительной.
Играя в конструкторы, строительный материал и различные технические игрушки (подзорные трубы, игрушечные фотоаппараты, калейдоскопы, у ребенка развивается изобретательность, проявляются конструкторские способности и интерес к строительству и технике.
Театральные игры обогащают детское художественное восприятие.
Игры (дочки – матери) учат ребенка взаимопомощи и взаимодействию с другими людьми, знакомит со взрослым миром на детском языке.
В играх у детей развивается личность во всех сферах: познавательной, эмоциональной, социальной, творческой, двигательной и мотивационной. Существует огромное количество игр, цель которых сформировать те или иные навыки ребенка, дать ему новую информацию о мире, воспитать положительные черты характера.
Подсказка для родителей : семь важнейших принципов игр с ребенком Первый и главный принцип: играть нужно с удовольствием. Когда малыш видит, что родитель играет с ним неохотно, он думает: «значит, это не очень -то весело, раз маме (папе) не нравится», или, еще хуже: «наверное, им со мной неинтересно». А ваша увлеченность, наоборот, повышает самооценку ребенка и усиливает его любовь к игре, к вам и к миру. Второй принцип: не будьте педантом. Если малыш построит нечто невообразимое и скажет, что это кран, не поправляйте его. Постройте второй кран и восхищенно говорите, что теперь у вас 2 крана – тогда ребенок сам разберется, как кран все-таки должен выглядеть. Третий принцип: фантазируйте. Когда вы задаете ребенку элементарные, но очень важные вопросы, он не всегда хочет отвечать (ведь вам все и так известно – малыш это знает). А вот когда плюшевый мишка вашим голосом спрашивает: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Где ты живешь?» – ребенок с удовольствием расскажет о себе. Четвертый принцип: учите ребенка фантазировать. К примеру, огромный потенциал для воображения кроется в обычной лепке: ребенок в восторге от того, что из куска пластилина можно сделать собаку, а из собаки гриб, а из гриба – скамеечку и т. п. Пятый принцип: хвалите ребенка, когда он этого заслужил. Интерес малыша к разным развивающим и обучающим играм или конструкторам не в последнюю очередь объясняется тем, что вначале он думает: «Я молодец, у меня получилось, и мама очень довольна!». Не давайте этому интересу угаснуть. Шестой принцип: нет игр только для девочек или только для мальчиков. У малыша, вне зависимости от его пола, должны быть всякие игры: и куклы, и машинки, и конструкторы, и мягкие игрушки. Седьмой принцип: разнообразие и «своевременность» игр. Конечно, у ребенка должны быть игры, которые способствуют его развитию. Важно все: и музыка, и искусство, и математика, и языки, и география… Только, стремясь поскорее познакомить малыша с миром, помните, что нужно учитывать его возрастные особенности – например, не стоит вешать в детской географическую карту, если вашему ребенку пока интересно только разрисовывать ее или отдирать от стены. Многочисленные психологические исследования доказывают: тем, кто «не доиграл» в детстве, труднее учиться и налаживать контакты с людьми, чем тем, у кого есть богатый опыт игр и общения (как со взрослыми, так и со сверстниками). Однако чтобы игра стала мощным генератором развития и средством формирования полноценной личности, ребенку предстоит стать «человеком играющим» – попросту говоря, научиться играть. А взрослые должны ему в этом помочь. В каждом из нас сидит внутренний ребенок, который здорово может помочь в любых ситуациях в отношениях с собственными детьми, в том числе и понять роль игр в жизни ребенка.
Подсказка для родителей : семь важнейших принципов игр с ребенком Первый и главный принцип: играть нужно с удовольствием. Когда малыш видит, что родитель играет с ним неохотно, он думает: «значит, это не очень -то весело, раз маме (папе) не нравится», или, еще хуже: «наверное, им со мной неинтересно». А ваша увлеченность, наоборот, повышает самооценку ребенка и усиливает его любовь к игре, к вам и к миру. Второй принцип: не будьте педантом. Если малыш построит нечто невообразимое и скажет, что это кран, не поправляйте его. Постройте второй кран и восхищенно говорите, что теперь у вас 2 крана – тогда ребенок сам разберется, как кран все-таки должен выглядеть. Третий принцип: фантазируйте. Когда вы задаете ребенку элементарные, но очень важные вопросы, он не всегда хочет отвечать (ведь вам все и так известно – малыш это знает). А вот когда плюшевый мишка вашим голосом спрашивает: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Где ты живешь?» – ребенок с удовольствием расскажет о себе. Четвертый принцип: учите ребенка фантазировать. К примеру, огромный потенциал для воображения кроется в обычной лепке: ребенок в восторге от того, что из куска пластилина можно сделать собаку, а из собаки гриб, а из гриба – скамеечку и т. п. Пятый принцип: хвалите ребенка, когда он этого заслужил. Интерес малыша к разным развивающим и обучающим играм или конструкторам не в последнюю очередь объясняется тем, что вначале он думает: «Я молодец, у меня получилось, и мама очень довольна!». Не давайте этому интересу угаснуть. Шестой принцип: нет игр только для девочек или только для мальчиков. У малыша, вне зависимости от его пола, должны быть всякие игры: и куклы, и машинки, и конструкторы, и мягкие игрушки. Седьмой принцип: разнообразие и «своевременность» игр. Конечно, у ребенка должны быть игры, которые способствуют его развитию. Важно все: и музыка, и искусство, и математика, и языки, и география… Только, стремясь поскорее познакомить малыша с миром, помните, что нужно учитывать его возрастные особенности – например, не стоит вешать в детской географическую карту, если вашему ребенку пока интересно только разрисовывать ее или отдирать от стены. Многочисленные психологические исследования доказывают: тем, кто «не доиграл» в детстве, труднее учиться и налаживать контакты с людьми, чем тем, у кого есть богатый опыт игр и общения (как со взрослыми, так и со сверстниками). Однако чтобы игра стала мощным генератором развития и средством формирования полноценной личности, ребенку предстоит стать «человеком играющим» – попросту говоря, научиться играть. А взрослые должны ему в этом помочь. В каждом из нас сидит внутренний ребенок, который здорово может помочь в любых ситуациях в отношениях с собственными детьми, в том числе и понять роль игр в жизни ребенка.