Галина Токаева
Консультация для родителей «Игра как ведущий вид деятельности дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей : «Игра – как ведущий вид деятельности дошкольника»
Дошкольное детство – короткий, но очень важный период становления личности, так как именно в эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него складывается характер, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду. В дошкольном возрасте активность ребенка не только нарастает, но и приобретает форму и структуру человеческих видов деятельности. Виды деятельности, которыми занимается ребёнок, разнообразны: это лепка, чтение, пение, игра и т. д.
Публикация «Консультация для родителей „Игра как ведущий вид деятельности дошкольника“» размещена в разделах
Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание и память, воображение и воля, дисциплинированность и ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В ней формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливая переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Игра является ведущей деятельностью в развитии ребенка не только по времени, но и по силе влияния, которую она оказывает на формирующуюся личность. В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника, здесь же впервые появляются элементы обучения. Игра создает «зону ближайшего развития ребенка»
Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их разным действиям с предметами, способам и средствам обучения. Играя, ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Игра является особой формой общественной жизни дошкольников, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому, психическому развитию ребёнка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей
Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированной психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде раннего и дошкольного детства. Это обусловлено тем, что с развитием игры связаны существенные прогрессивные преобразования в психике ребёнка, и прежде всего в его интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом для развития всех других сторон детской личности.
Игра - это деятельность, которая отличается от повседневных будничных действий. Человек вновь и вновь создает свой выдуманный мир, новое бытие, которое существует рядом с миром натуральным, миром природы. Всякая игра - это, прежде всего, свободная, вольная деятельность. Игра протекает ради нее самой, ради удовлетворения, что возникает в самом
процессе исполнения игрового действия. Игра - это деятельность, которая
изображает отношение личности к миру, что ее окружает. В ней ребенок не обучается жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью. Но вот два парадокса игры: ребенок открывает значение вещи, но передает его другой вещи (заместителю); он стремится делать, как хочется играть, но ограничивает себя правилами. Сила самоуправления возникает в свободной игре. Игра учит желать, соотнося желание с правилом. Развитие игры направлено от игры-воспоминания к игре-воображению, от акцентов на мнимую ситуацию - к главенству правила. Правила поведения в игре диктуются ролью: она является основной единицей игры.
Игра есть модель социальных отношений, форма познания мотивов и смыслов человеческой деятельности.
Игра - язык ребенка. То, о чем взволнованно рассказывает взрослый, ребенок - проигрывает. Слово - опора переносных значений, и задержка в развитии речи задерживает развитие игры. Но с развитием речи сюжетная игра сокращается, ребенок вербальными средствами выражает свои впечатления.
Игра для детей дошкольного возраста - источник глобальных переживаний динамичности собственного Я, проба силы самовоздействия. Ребенок осваивает собственное психологическое пространство и возможность жизни в нем, что дает импульс к развитию всей личности в целом.