Татьяна Хованских
Консультация для родителей «Игра как средство развития интереса детей к природе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра как средство развития интереса детей к природе».
Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.
Публикация «Консультация для родителей „Игра как средство развития интереса детей к природе“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дошкольное детство – это период игры. Об этом говорят и пишут все педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские годы преобладает над всеми другими делами ребенка.
Известно, что игры бывают на разные темы и сюжеты. Немалое место в жизни ребенка занимают игры с природным содержанием, которые строятся на его знаниях в этой области и отражают ту или иную деятельность людей в природе. Если родители активно приобщают ребенка к природе через непосредственные наблюдения, труд, художественную литературу, телепередачами и прочими способами, то заинтересованность ребенка этой областью действительности, найдет отражение в его играх.
Для развития и воспитания интереса у детей к природе в семье можно широко использовать различные дидактические игры природоведческого содержания. В каждом доме найдутся настольно-печатные игры, среди которых могут быть «Зоологическое лото», «Ботаническое лото». Время от времени на досуге взрослые играют с детьми в эти игры в соответствии с их правилами. Игры помогают запомнить названия растений и животных, можно вместе вспомнить, где видели такие растения, где встречали таких животных, поговорить об их особенностях и образа жизни.
В домашних условиях с дошкольниками разных возрастов предлагаем поиграть в словесно-дидактические игры. Они могут быть самыми различными и хорошо вписываться в разнообразные бытовые ситуации.
Нередко бывает, что мама и бабушка заняты приготовлением пищи, а ребенок находится рядом и не знает, чем заняться.
«Давай с тобой поиграем, - говорит бабушка внуку. – Я буду загадывать тебе вкусные загадки, а ты должен отгадывать их. Ну-ка, закрой глаза и открой рот». Бабушка кладет в рот кусочек морковки, которую крошит для супа. Внук хрустит, улыбается и, конечно, сразу отгадывает, что это, а бабушка спрашивает, а как ты догадался. Ребенок должен назвать характерные признаки: твердая, сладкая, хрустит, когда ешь. Дальше она кладет то лук, то капусту, то свеклу, то веточку укропа, то кусочек хлеба или щепотку сахара, соли. Внук отгадывает и говорит, как он распознал «съедобную» загадку.
Аналогичным образом ребенку можно предложить отгадывать фрукты и овощи на ощупь. При закрытых глазах в руки кладут ему яблоко, или морковку. Ощупав предмет, ребенок должен отгадать его.
Словесно – дидактические игры учат детей обобщать явления, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории. Родители могут очень часто играть с детьми в словесные игры в пути, в очереди к врачу, на прогулке и в прочих ситуациях. Вот некоторые из них.
Игра «Когда это бывает?»
Взрослый называет явление, ребенок – время года, когда оно бывает. Например:
-Идет снег…зимой;
-Радуга на небе…летом;
-Желтые и красные листья на деревьях…осенью;
-Скворец носит веточки в скворечник…весной;
Игра «Что бывает круглое в природе?» (солнце, луна, апельсин, яблоко и т. д.)
Игра «Что бывает желтое в природе?» (одуванчик, лимон, груша, листья, кувшинки и т. д.)
Игра «Что это такое?»
Взрослый называет растение или животное, ребенок – общую группу, к которой относится.
Например: воробей – птица; олень – зверь; елка – дерево; яблоко – фрукт и т. д.
Игра «Что третье?»
Взрослый называет два сходных предмета, ребенок должен подобрать к ним третий. Например:
Ромашка, колокольчик…клевер;
Ворона, голубь…сорока;
Береза, липа… сосна;
Солнце, облако…радуга
Цветок, лист…корень и т. д.
Хорошо влияет на гибкость мышления ребенка ситуация, когда один и тот же материал используется перекрестно – в разных объединениях.
Например, игра «Назови одним словом» :
Тигр, крокодил, собака…хищники;
Тигр, собака, кошка…звери, хищники;
Собака, кошка, корова…домашние животные;
Корова, овца, олень…звери, копытные, растительноядные;
Во время игры, чтобы она не сводилась к упражнениям, должны действовать правила, которые побуждают ребенка к правильным и быстрым ответам. Например, взрослый считает до 3-х – время, за которое надо ответить, иои за неправильный ответ – штраф в виде франта, штрафное очко.
Дошкольников, конечно, заинтересуют занятия и игры с природным материалом. Гуляя в лесу, дети с удовольствием соберут шишки, желуди, веточки, листья, семена клена. Все это – материал для поделок. Разнообразных человечков и фигурки животных можно сделать из шишек и желудей. При этом соединительным материалом станет пластилин. Отдельные детали можно изготовить из бумаги и картона. Ценно не только изготовление поделок, но и их обыгрывание. С помощью фигурок с ребенком можно разыгрывать знакомые сказки, придумывать свои – новые.
Организуя различные игры, взрослый должен помнить, что ребенок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра основана на знакомых ему сведениях. В этом случае у него будет развиваться быстрота реакции, ориентировки, способность использовать багаж имеющихся знаний.