Татьяна Зыкова
Консультация для родителей «Игра и дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных форм существования детства является игра. Игра имеет такое же важное значение в жизни ребёнка, какое у взрослого имеет работа, работа, спорт, охота, рыбная ловля… «Игра,- пишет Ф. Фребель, - это зеркало детской души, она важна для ребёнка потому, что посредством её он узнает самого себя, свой внутренний мир, её же сближается он с внешним миром, и. наконец, она знакомит его с жизнью других, играющих с ним, заставляя к ним привязываться, жить одной жизнью, деля радость и горе».По мере взросления маленького человека меняется и характер игры. Вначале игра элементарна. Малыш трясёт погремушкой, бросает её на пол, тянется к ней, тащит в рот, играет ребёнок со своими ручками и ножками. О значении таких элементарных игр мы уже говорили во второй главе.
Публикация «Консультация для родителей „Игра и дети“» размещена в разделах
Затем наступает стадия предметной игры. Малыш возит по полу игрушечную грузовую машину или любуется как ездит заводная, пересыпает совочком песок, раскладывая его по формочкам. Предметная игра постепенно перерастает в ролевую. Ребенок начинает играть в шофёра, во врача, в продавца, воображает себя, то медведем, то зайцем, то вдруг самолётом. Игра его начинает отражать реальный мир взрослых людей. Развитие и усложнение ролевой игры приводит постепенно к необходимости партнера и партнеров. Таким образом, индивидуальная игра, которая характерна для детей 2-3 летнего малыша, постепенно перерастает в коллективную. Не следует торопить это «перерастание», оно произойдет само собой. Двухлетний карапуз ни за что не поделится, не отдаст свою игрушку другому - себе подобному, скорее побьет захватчика. Это не должно огорчать. Малыш еще не подготовлен к совместной игре. Совместная, коллективная игра начинается обычно после 3-4 лет.
Детская игра влияет на развитие личности будущего человека. Игра формирует эмоциональную, нравственную и интеллектуальную сферу ребенка, развивает воображение, побуждает к творчеству, способствует физическому совершенствованию, подготавливает к учению и к труду.
Первую радость победы ребенок познает в игре, в игре же получает первые нравственные уроки: сострадания, щедрости, честности и справедливости.
Каков ребенок в игре, говорят ученые, таков он и будет в жизни, в труде. Если малыш бросается от одной игры к другой, не доведя ни одно дело до конца, если он в игре не проявляет самостоятельности, пассивен, быстро подчиняется партнеру, если он равнодушен к успеху, к борьбе- все это должно настораживать, все это требует коррекции, которую нужно осуществлять также в игровой ситуации. В игре можно научить холерика сосредоточению, меланхолика – самостоятельности и активности, а флегматика «растормошить», дать ему вкусить радость успеха, радость достижения цели.
Постепенно в игровой ситуации надо приучать ребенка к труду. В начале, ему можно поручить следить за чистотой и порядком в уголке для игрушек, потом в комнате, а затем постепенно ввести как полноправного члена в хозяйственную и бытовую жизнь семьи.
Ни в коем случае нельзя запрещать ребенку подвижные игры, особенно на свежем воздухе. Подвижные игры совершенствуют мышечный аппарат, помогают ребенку овладеть произвольными движениями, т. е действовать не хаотично и бесцельно, а целенаправленно. Если ограничивать ребенка в движениях, растить и такого «паиньку» - такое воспитание в дальнейшем отзовется печальным эхом, ребенок окажется не подготовленным к школьным занятиям, требующих способности сдерживать себя, управлять своими действиями, активной концентрации внимания.
Игры способствуют развитию воображения и фантазии, побуждают ребенка к творчеству. В игре появляется тяга к рисованию. Творчество дает маленькому человеку возможность активно познавать себя и окружающий мир, формирует его мироощущение.