Наталья Егорова
Консультация для родителей «Зачем дети играют или что таит в себе детская игра»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила
Педагог-психолог
Егорова Н. В.
Игра свойственна всем – и людям и животным. Уже начиная с рождения у младенцев мы наблюдаем элементы игры. Малыши играют со своими конечностями – руками и ногами, пальчиками, позже они начинают манипулировать другими предметами из внешнего мира, и игрушками, которые дают родители. Таким образом дети исследуют окружающий мир, а на психическом уровне такие игры-манипуляции означают обладание важным объектом, который символизирует мама и ее грудь, иными словами, малыш исследует реальность и свои возможности контакта с ней.
Публикация «Консультация для родителей „Зачем дети играют или что таит в себе детская игра“» размещена в разделах
Уже к 2,5 годам появляются элементы сюжетной игры, а к 5 годам – ребенок играет в сюжетно-ролевые игры. Сюжетная игра – форма взаимодействия с игрушками или предметами (коробки, камушки и т. д., когда прослеживается определенный сюжет или его элементы (машинка едет в гараж, сюжетно-ролевая игра отличается тем, что ребенок способен озвучивать роли не на уровне действия, а на уровне взаимодействия. В такой игре персонажи вступают друг с другом в диалоги и у игры появляется начало, середина и конец. Играя таким образом, дети примеривают на себя социальные роли, такие как родители-дети, врач-больной, ребенок – воспитатель, и т. п. потому что в игре отражается действительность так, как ребенок ее видит, переживает, чувствует и интерпретирует.
С младенчества и до 6-7 лет нормальный ребенок постоянно играет, это заложено его природой. До школы игровая деятельность является основной и ведущей психической деятельностью ребенка. Дети, у которых нет возможности играть столько, сколько им хочется, вырастая, могут обладать плохой адаптацией в сложном мире, и целым рядом психологических проблем.
Детская игра несет в себе много информации о том, что происходит в жизни ребенка, что его волнует и тревожит. Родители, наблюдая за игрой ребенка или играя вместе с ним, могут понять и поддержать его в проживании игрового сюжета.
Во всем мире дети в своих играх выбирают похожие сюжеты, они отражают стадию психического развития с одной стороны, и внутренний мир, основанный на опыте проживания и взаимодействия с близким окружением ребенка, с другой.
Внимательно наблюдая за детской игрой, можно увидеть что беспокоит ребенка, и что в его жизни вызывает напряжение. Как это увидеть и на что обратить внимание?
1. В игре ребенок постоянно выбирает одни и те же роли для себя или своих персонажей – игрушек. Так, если ребенок постоянно выбирает роль агрессора, который нападает, убивает, разрушает, то это может означать, что ребенок ощущает себя малозначимым, и такая игра помогает ему повысить свою самооценку. Добрые роли, такие как волшебники и герои, также повышают самооценку ребенка и укрепляют его Я.
2. Часто повторяющийся игровой сюжет говорит о том, что ребенок проигрывает семейные неурядицы или уже случившееся в его жизни травматичное или значимое событие. Например, мальчик 5 лет в своей игре на протяжении длительного времени строит дом, а в конце все время разрушает его. В ходе работы с психологом выяснилось, что дома мальчик подвергался телесным наказаниям, а дом в его игре символизировал личные границы, которые были нарушены.
3. Игра ребенка отражает реальность, в которой он живет, и в первую очередь, семейную ситуацию. Так что если вы хотите увидеть характерные способы взаимодействия в вашей семье, да еще и преувеличенном виде, понаблюдайте во что и как играет ваш ребенок. Например, в игре в семью девочки 3,5 лет, мама всегда уходит в магазин, а папа читает газету на диване. Ее игра отражает нарушение эмоциональных связей между членами семьи. Внимательно слушая диалоги, которыми ребенок наделяет героев своих игр, вы наверняка услышите себя или членов своей семьи.
Детская игра - это неиссякаемый источник фантазии и творчества. В своих играх ребенок может получить необходимый ему ресурс или переработать травматический эпизод своей жизни, чтобы иметь возможность развиваться дальше.