Светлана Николаевна Игнашова
Консультация для родителей и педагогов «Дополнительное образование — шаг в будущее!»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Дополнительное образование-
шаг в будущее!»
Детский сад – первая ступенька системы образования, основной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования ДОУ и качества образования в целом. Дополнительное образование – это «самостоятельный, самоценный, личностно-ориентированный вид образования, способный к удовлетворению индивидуальных и творческих потребностей личности каждого ребенка. Цель дополнительного образования - внедрение новых форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса и удовлетворения запроса общества. Качество дополнительного образовательного процесса в ДОУ определяется следующими критериями:
Публикация «Консультация для родителей и педагогов „Дополнительное образование — шаг в будущее!“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Темочки
• уровнем сбережения здоровья воспитанников
• субъективной удовлетворенностью всех участников образовательного процесса его результативностью и условиями;
• соответствие образовательного процесса государственным стандартам, условий его организации и ведения;
• технологичностью и преемственностью, ориентированными на особенности возрастного развития воспитанников и на уровне продвижения по образовательной программе (модули, проекты, формы работы с информацией);
• соответствием содержанием образования консолидированному заказу на оказание образовательных услуг.
Дополнительное образование может быть направлено на:
создание условий для развития личности ребенка;
развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
укрепление психического и физического здоровья детей;
взаимодействие педагогов дополнительного образования с семьей.
Дополнительные образовательные услуги делятся на платные и бесплатные. В детском саду их могут получать дети, как посещающие, так и не посещающие его. Особенность в том, что дополнительные образовательные услуги интегрируются с реализуемой детским садом основной образовательной программой для расширения содержания базового компонента образования и снижения учебной нагрузки на ребенка. К платным образовательным услугам относятся те услуги, которые не включаются в базисный план дошкольного образовательного учреждения, услуги, которые не финансируются городским или федеральным бюджетом. Такие услуги предоставляются только по запросу, по желанию родителей. Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени
Формы дополнительного образования в ДОУ :
Организация дополнительных образовательных услуг в детском саду осуществляется в форме кружков, секций, студий, клубов. Работа планируется по тематическим разделам основной общеобразовательной программы. Таким образом, закрепляются и расширяются полученные в рамках обязательных занятий знания, умения и навыки.
К дополнительным относятся образовательные программы различной направленности:
художественно-эстетического цикла,
этнокультурные,
культурологические,
интеллектуально-развивающие,
коммуникативно-речевые,
экологические,
физкультурно-оздоровительные,
различной коррекционной направленности и др.
В отдельных случаях в качестве дополнительных могут использоваться парциальные программы дошкольного образования.
Одной из форм дополнительного образования в нашем дошкольном учреждении являются кружки в ДОУ которые могут открываться с различными целями:
1. Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии).
2. Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми).
3. Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.
Кружки в детском саду выполняют несколько функций:
• образовательную – каждый воспитанник имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;
• социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться;
• коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;
• воспитательную – содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.
Деятельность любого кружка регулируется нормативно-правовыми документами:
Уставом ДОУ;
Образовательной программой ДОУ;
Положением о кружке;
Программой кружка (цель и задачи, предполагаемый конечный результат);
Планом работы кружка на год;
Списком детей;
Табель посещения детей
Заявления от законных представителей
Расписанием деятельности;
Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты).
Алгоритм деятельности педагога по созданию кружка (секции, студии) :
1. Изучение нормативно-правовой базы.
2. Выявление потребностей у родителей, детей в дополнительных образовательных услугах.
3. Анализ результативности работы по усвоению детьми государственной программы дошкольного образования.
4. Разработка (подбор) программы кружка.
5. Разработка плана кружка на учебный год.
6. Утверждение программы, плана работы кружка заведующей ДОУ.
7. Реализация плана работы кружка на практике.
8. Анализ результативности работы кружка.
9. Защита результатов работы перед родительской и педагогической общественностью. (уголки кружковой работы, выставки, участие в конкурсах, показах и т. д.)
С программами дополнительного образования вы можете ознакомиться на сайте дошкольного учреждения.