Галина Князева
Консультация для родителей и педагогов «Сказка как средство развития речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка как средство развития речи у дошкольников
«Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста,
сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и
остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его
знакомство с миром литературы, с миром человеческих
взаимоотношений и со всем окружающим миром в
целом»
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Консультация для родителей и педагогов „Сказка как средство развития речи у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста - это овладение нормами и правилами родного языка и развитие коммуникативных способностей.
Однако, в настоящее время педагоги все чаще сталкиваются с проблемами речевого развития детей дошкольного возраста. У многих детей наблюдается задержка речевого развития, нарушение речи, звукопроизношения, недостаточное развитие устной речи и малый словарный запас.
В основе возникновения данных нарушений стоят следующие причины: слабое здоровье; замена общения со сверстниками и взрослыми телевидением и компьютерами; речевые особенности взрослых в окружении ребенка: речь непонятная, костноязычная, торопливая; неблагоприятное социальное окружение, отсутствие активного участия родителей в речевом развитии детей. Все это показывает, что увеличивающиеся нарушения развития речи в наше время объясняется не столько медицинскими факторами, сколько изменившимися социально-культурными условиями, в которых растут дети. Родители все меньше времени уделяют своим детям, не понимая, как важно непосредственное участие взрослого в практической деятельности маленького человека.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, т. к. от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе.
Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.
Сказка – один из наиболее доступных для детей жанров художественной литературы. Слушая и воспринимая сказки, дети познают народную мудрость, что такое добро и зло, что правильно, а что неправильно, учатся сопереживать, общаться. Дети настолько любят сказки, что просят рассказать им одну и туже сказку по много раз. Запоминая их, пересказывают, что способствует формированию звуковой выразительности речи, дикции, фонематического восприятия и словаря.
Необходимо правильно подбирать сказки, тогда они будут легко восприняты детьми и разовьют их речь путем восприятия, запоминания и интерпретации услышанного. Начиная с 3-х лет детям больше нравится слушать сказки о животных, о их взаимодействии с людьми. В возрасте 5-6 лет дошкольник начинает ассоциировать себя с людьми и поэтому больше восприимчив к сказкам «с человеческим лицом».
Планомерное, систематическое использование русских народных сказок является эффективным средством развития связной речи. Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, в связи с тем, что сказки показывают всю меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая сказкам яркость, простота, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.
Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности
Всегда важно грамотно настроить детей на восприятие сказки, провести с ними вступительную беседу. Во время нее необходимо объяснить, что сейчас детям представится возможность почувствовать себя героями всеми любимой сказки. Также необходимо правильно «войти» в сказку, подготовить детей к началу волшебного путешествия.
• После первого неторопливого и эмоционального прочтения сказки необходимо объяснить детям значение непонятных слов и выражений, внимательно рассмотреть картинки, назвать персонажей сказки, обсудить черты характера героев.
• Далее предложить ответить на вопросы, составленные в соответствии с последовательностью сюжета сказки. Вопросы помогут детям задуматься и быстро запомнить текст, чтобы потом более точно передать его.
• На следующий день желательно еще раз прочитать сказку и предложить пересказать ее, используя картинки, иллюстрации. Можно раздать каждому ребенку героев сказки и попросить обыграть ее. Если ребенок затрудняется, нужно подсказать начало предложения, задать наводящие вопросы, частично пересказать самим. Главное, чтобы каждому ребенку нравилось это занятие, чтобы оно не вызвало у него отрицательных эмоций. Для этого необходимо хвалить и подбадривать каждого малыша, тактично исправлять ошибки.
Во время обыгрывания сказки дети вживаются в свои роли, интересуются событиями, им становится интересным ведение диалога. Каждый ребенок учится самостоятельно проговаривать подготовленный им текст.
Развитие речи сказками включает в себя ряд последовательных действий и приемов, в число которых входит режиссерская, словесная игра и комментирование, пантомима, музыкальные и ритмические загадки. Часто бывают эффективными совместная импровизация, фантазирование с помощью музыки и речевые игры. Таким образом, работа над сказкой может содержать следующие этапы:
• Слушание сказки.
• Пересказ детьми сказки по частям, по ролям, по цепочке, проговаривая хором (с использованием наглядного материала).
• Рисование и лепка сказочных героев и озвучивание их.
• Повторный пересказ с помощью пальчикового, настольного или кукольного театров.
• Разгадывание загадок.
• Заучивание наизусть стихотворений и песен.
• Театрализация сказки.
Чтобы дети хорошо освоили сказку, применяли в речи фразы, песенки из нее, надо поработать над одной сказкой не менее 7-8 занятий. Данные этапы были апробированы и показали хороший результат в педагогической деятельности.
Словарная работа со сказкой как с художественным образом и системой знаний о мире формирует у дошкольников активный словарный запас, вербальное и невербальное воображение, закладывает основу его творческих способностей. В процессе приобретения умений узнавать и пересказывать сказки, называть героев и озвучивать их, у детей повышается речевая активность. Прослушивание и понимание сказок помогает каждому ребенку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения.
Завершающим этапом формирования связной речи у дошкольников является умение рассказывать и одновременно показывать сказку. В этом нам помогает настольный театр, игры-инсценировки, игры-драматизации, мини-спектакли. Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность развиваться творческим способностям маленьких артистов. Кроме того, показывая сказку, малыши учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи.
В настоящее время в связи с внедрением ФГОС очень важна преемственность в воспитании ребенка между педагогами и их родителями. Поэтому вся вышеперечисленная работа с детьми проводится совместно. Взаимодействие детского сада и семьи является получением наилучших результатов в достижении любых целей. Тем более каждый родитель хочет, чтобы его ребенок говорил четко, внятно, красиво.
Дети, с которыми ежедневно родители дома, а воспитатели в детских садах рассматривали книги, читали, рассказывали и пересказывали стихи и сказки, прежде всего полюбили книги. У детей пополнился словарный запас, устная, диалогическая, монологическая речь стала насыщеннее, появилась инициатива в общении, а это является характеристиками целевых ориентиров речевого развития.
Сказка – незаменимый инструмент формирования речи и личность в целом. То, что ребёнок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого в последствие будет строиться его речь и фантазия.
Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что восприятие сказки является особым, интегративным видом деятельности, который способствует решению большинства образовательных задач и повышению качества освоения Программы в рамках ФГОС ДО.