Топоркова Юлия Валериевна
Консультация для родителей «Грамматические категории, которыми должны обладать дети к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Грамматические категории, которыми должны обладать дети к школе
Подготовила учитель-логопед Топоркова Ю. В.
МБДОУ №73 «Городок» г. Мытищи
Грамматическая категория - это свойственные словам значения обобщенного характера, значения которые отвлечены от конкретных лексических значений этих слов.
Категориальные значения могут быть показателями, например, отношения данного слова к другим словам в словосочетании и предложении (категория падежа, отношения к лицу говорящему (категория лица, отношения сообщаемого к действительности (категория наклонения, отношения сообщаемого ко времени (категория времени) и т. д.
Публикация «Консультация для родителей „Грамматические категории, которыми должны обладать дети к школе“» размещена в разделах
Следовательно, каждое слово может обладать рядом грамматических значений, например, в глаголе БЕЖАЛ заключены следующие грамматические значения : значение прошедшего времени, значение единственного числа, значение мужского рода, значение несовершенного вида.
Грамматические категории :
Глагола: категории времени, лица, наклонения, залога, вида
Существительного: рода, падежа, числа, определенность, неопределённость
Прилагательное: полнота,/краткость степени сравнения рода, падежа, числа
Грамматические категории, которыми должны обладать дети к школе :
Словарный запас.
Есть дети в возрасте 6-7 лет, обладающие богатым словарным запасом, очень осведомленные в различных областях знаний, умеющие читать- и поэтому обогащающие свой словарь самостоятельно, а есть дети, чей словарный запас ограничен бытовой тематикой.
В норме в словаре детей этого возраста есть слова всех частей речи. Помимо существительных прилагательных и глаголов употребляются числительные, глагольные формы (причастия и деепричастия, сложные предлоги «из-за», «из-под». К 7-ми годам ребенок должен : употреблять обобщающие понятия (головные уборы, транспорт, инструменты, уметь давать определение предмета через род и вид (сахарница – посуда для сахара, использовать в речи слова-антонимы (высокий – низкий, знать не только названия предметов, но и их частей. Начинается осмысление и употребление слов с переносным значением (ползет время, золотые руки, потерять голову). Если с детьми велась целенаправленная работа по подготовке к школе, то в их речи появляются и первые термины – «звук», «буква», «слог», «предложение».
При речевой патологии часто отмечаются замены слов (плащ – куртка, шляпа – шапка, шьет – вышивает, названия предметов заменяются названиями действий (ошейник – чтоб собачка не убежала, обувь – на ноги надевают, обнаруживается недостаточный запас знаний об окружающем.
Грамматический строй речи.
При нормальном речевом развитии дети строят свои высказывания в соответствии с грамматическими нормами. В речи появляются сложные предложения и обороты. Правилами изменения слов по родам числам и падежам и умением правильно сочетать слова практическими методами дети овладевают уже к 4-ем годам. Поэтому у будущего первоклассника не должно быть ошибок типа «много тарелков», «ух» (вместо «ушей», «карандашов», «светили фонариков», «под столе».
Ошибки могут оставаться в сложных формах, которые являются объективно сложными не только для детей, но и для взрослых. Основные причины – сложность грамматической системы русского языка, наличие множества исключений из правил. Правилами образования слов ребенок овладевает примерно к 7-ми годам. В речи детей не должно быть ошибок типа «лампик», «котенки», «дубной лист».
В норме-грамматическая сторона формируется самопроизвольно. Ребенок слышит речь взрослого, запоминает, и у него возникают определенные речевые обобщения, которые он применяет на другом речевом материале. Поэтому культура речи взрослых, их умение правильно пользоваться различными категориями и формами, своевременное исправление ошибок, оказывает положительное влияние на формирование этой стороны речи у детей.
У тех, у кого не сформировалась грамматическая сторона речи впоследствии возникают трудности. Которые проявляют себя чаще всего в 3-4 классах при усвоении грамматических правил их использовании, написании изложений, сочинений.
Связная речь.
В возрасте 7 лет ребенок способен самостоятельно дать описание предмета, игрушки, раскрыть содержание картинки. Передать небольшой рассказ, поговорить о просмотренном фильме, придумать сказку. Ребенок в состоянии передать содержание картинки, не видя ее, только по памяти. Он может не только рассказать о том, что изображено на картинке, но и придумать события, которые могли бы развиваться дальше. Главный фактор развития связной речи – наличие заинтересованного слушателя, которым должны стать родители и педагоги. Чтобы связная речь развивалась, детям нужно не только рассматривать картинки, но и слушать речевые образцы – это собственные рассказы взрослых. И, конечно. главный источник прекрасных речевых образцов – это художественная литература. Дети, имеющие богатый опыт слушания книг, имеют хорошо развитую связную речь.
Подводя итог, хочется остановиться на некоторых умениях, которые имеют особое значение для готовности ребенка к школе : сформированности навыков звукового анализа и синтеза – это умение выделить в звучащем слове звуки, определить их количество и последовательность, назвать звук по заданию (3-й, 5-й, определить место звука в слове, отгадать слово по отдельно названным звукам. Эти навыки чрезвычайно важны для овладения чтением и письмом. Их несформированность неизбежно проявляется на письме в специфических ошибках в виде пропусков, перестановок букв и слогов, искажениях слов.
Таким образом, ко времени поступления в школу устная речь ребенка с её грамматическими категориями должна быть сформирована и не отличаться от речи взрослых
Что касается письменной речи, а чтение — это письменная речь, то ее формирование только начинается. Однако, если ребенок готов к чтению, задерживаться не стоит, так как чтение — это мощнейший толчок развития мышления, памяти и всех сторон грамотной устной речи которыми должен обладать ребенок к школе.