Мария Землянская
Кoнсультация для рoдителей «Гиперактивный ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время многие родители встречаются с понятием - «гиперактивный ребенок». Они могут услышать это в отношении своего ребенка от воспитателей в детском саду, от неврологов, психологов или даже случайных прохожих, наблюдающих за поведением ребенка. Но очень часто этот «ярлык» приклеивается без разбора на любого - просто активного, ребенка. Так давайте вместе разберемся, что означает это понятие - «гиперактивный ребенок».
Публикация «Кoнсультация для рoдителей „Гиперактивный ребенок“» размещена в разделах
В психологии выделяют такие признаки гиперактивности :
- Ребенок много и торопливо говорит, сбивается, проглатывает слова. Задает много вопросов, но редко способен дослушать ответ - отвлекается, убегает. Ребенок в целом невнимателен и импульсивен.
- Ребенок постоянно двигается, суетится, не может себя контролировать. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Даже если устал - продолжает двигаться, а выбившись из сил - истерит, плачет.
- Ребенок игнорирует обращение к нему взрослого, хотя прекрасно слышит и понимает его.
- Ребенку сложно довести начатое дело до конца, даже если оно ему действительно интересно. Не может сконцентрироваться. Резко меняется настроение.
- Ребенка очень сложно уложить спать. Спит беспокойно, может просыпаться с криком.
- Ребенок не реагирует за запреты, ограничения. В любых условиях (дом, детский сад, в гостях, на игровой площадке, в магазине) - ведет себя одинаково активно.
- Ребенок часто провоцируется различные конфликты - дерется, толкается, не может контролировать свою агрессию.
- Ребенок часто обижается и столь же быстро забывает свои обиды.
Родителя часто испытывают трудности при взаимодействии с гиперактивными детьми.
Одни пытаются бороться с «непослушаением» ребенка применяя жесткие дисциплинарные методы - выстраивают жесткую систему ограничений и запретов, строго наказывают за проступки.
Вторые - опускают руки, устав от безрезультативной борьбы с ребенком, пытаются не обращать внимания, предоставив ему свободу действий - и этим лишая ребенка необходимой поддержки и участия.
Третьи - назначают себя виновным в том, что их ребенок так «ужасно» себя ведет, замыкаются в себе, вплоть до отчаяния и депрессии - что так же негативно влияет и на чувствительного ребенка.
Зачастую одна из этих линий поведения плавно переходит в другую, родители не могут выбрать оптимальную модель поведения в отношениях с ребенком, и потому их действия по коррекции поведения ребенка оказываются неэффективны.
Основные ошибки родителей при воспитании гиперактивного ребенка :
- Недостаток твердости и контроля в отношениях с ребенком;
- Недостаток эмоционального внимания, соучастия;
- Неумением воспитывать в ребенке умение управлять своими эмоциями, т. к. зачастую сами родители такими навыками не обладают.
Так что же нужно делать родителям?
- С гиперактивным ребенком нужно вести себя спокойно и уверенно, избегать повышенных тонов в общении - не допускать как бурного негодования, так и восторженных интонаций. Гиперактивный ребенок очень восприимчив и чувствителен - и, очень вероятно, что он присоединится к настроению взрослого.
- Старайтесь соблюдать четкий распорядок дня - это очень важный момент. Все домашние дела (прием пищи, прогулки, время игр, пробуждение и отход ко сну) нужно осуществлять в одно и то же привычное для ребенка время.
- Максимально оградить ребенка от длительного пребывания за компьютеров, планшетом, телевизором, в особенности если такие занятия вызывают сильное эмоциональное возбуждение у ребенка.
- Очень полезны спокойные прогулки перед сном. Свежий воздух и размеренный шаг помогут ребенку успокоиться и сгладить напряжение.
- Как правило, оставаясь один на один со взрослым - ребенок гораздо менее выражено проявляет признаки гиперактивности, особенно если между ним и взрослым налажен крепкий, положительный эмоциональный контакт.
- Также большую помощь в снижении проявления детской гиперактивности способны оказать расслабляющие упражнения, гимнастика, массаж. Это поможет ребенку научиться контролировать свое тело и двигательную активность.
- Оберегайте ребёнка от утомления, т. к. оно приводит к снижению самоконтроля, но в то же время давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию - полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе.