Юлия Анатольевна Гудожникова
Консультация для родителей «Гиперактивный ребенок, практические рекомендации»
▼ Скачать + Заказать документы
Гиперактивный ребенок. Рекомендации для родителей.
Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет. Пики проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого развития. В 1-2 года, 3года, и 6-7 лет.
Исследования показывают, что " гиперактивность" отмечается примерно у 20% детей дошкольного возраста, причем у мальчиков - в четыре раза чаще, чем у девочек.
Признаки гиперактивности :
Темочки:
- Гиперактивность, СДВГ. Синдром гиперактивности у детей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
-ребенок постоянно двигается : бегает, прыгает, что-то хватает, кидает, мнет, вертит пуговицы когда наконец-то устает, то не перестает двигаться, а начинает плакать;
-его невозможно уложить спать, потому что процессы возбуждения в мозгу преобладает над процессами торможения;
-не может сосредоточиться на чем-то одном. Например, вы решили с ним почитать, поиграть мозаикой, собрать пазлы, его интерес пропадает через несколько минут и он берется за другое дело, которое тоже оказывается незаконченным;
-он неуправляем, иногда, кажется, что для него не существует запретов, правил поведения и общения;
-у ребенка частая смена настроения; он не говорит, а кричит, доказывая, оправдываясь и споря;
-он везде ведет себя одинаково и дома, и в детском саду и на улице. Такой ребенок активен везде.
-зачастую он агрессивен, не терпелив, всегда хочет быть первым, не может договориться с другими детьми, очень тяжело переживает проигрыш в игре, обидчив, расстраивается по пустякам.
Вместе с тем, гиперактивные дети, это творческие дети и нужно помочь ребенку развить эти способности, будь то рисованием, лепкой и др. Их интеллектуальные способности бывают даже выше, чем у других детей, но их активное поведение препятствует тому, чтобы взрослые – родители, воспитатели могут не увидеть в нем его талант.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
В домашней программе коррекции детей должен преобладать поведенческий аспект:
1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку :
— проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
—помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;
— контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
— не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
— стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
— избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;
— реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.);
— повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
— не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;
— выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
—для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
—вызывающее поведение зачастую – способ привлечь к себе внимание. Проводите с ним больше времени: играйте с ним, читайте, учите, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя с другими людьми, учите его основам нравственности.
2. Изменение психологического микроклимата в семье:
— уделяйте ребенку достаточно внимания :
— проводите досуг всей семьей;
— не допускайте ссор в присутствии ребенка.
3. Организация режима дня и места для занятий:
— поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребенок может стать неуправляемым;
—чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
— снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
— оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
— избегайте по возможности больших скоплений людей;
— помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности ;
— старайтесь дома создать для ребё нка спокойную обстановку: неяркие обои (лучше голубых тонов, минимальное количество ярких предметов, порядок в комнате. Очень хорошо организовать в его комнате спортивный уголок (с перекладиной для подтягивания, гантели для соответствующего возраста, эспандеры, коврик и др.)
— организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.
4. Специальная поведенческая программа:
— придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;
— не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка. Ваши отношения с ребёнком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он должен всегда чувствовать вашу помощь и поддержку. Совместно решайте возникшие трудности;
— чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;
— воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;
—постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребёнком;
—не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
— не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
— помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
— не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;
— объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и учите с ними справляться.
—давайте ребёнку больше возможности расходовать избыточную энергию. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, спортивные занятия. Но не переутомляйте ребёнка;
— запрет на приятную деятельность;
— необходимо научиться договариваться с ребёнком, а не стараться сломить его;
—при разговоре с ребёнком опуститесь на уровень его глаз (присядьте, посмотрите ему в глаза, возьмите за руки;
—воспитывайте в ребенке навыки управления гневом и агрессией, развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя;
— не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами.
Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями.
Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями.
Ваше спокойствие – лучший пример для ребенка!