Ирина Васильевна Кононученко
Консультация для родителей «Формирование темпо-ритмической стороны речи в развитии речи дошкольников с ОНР 5–6 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители! Данная информация предлагается для родителей детей, имеющих логопедические трудности. Для того, чтобы речь ребенка была интересной и понятной окружающим, не маловажным аспектом будет служить темпо-ритмическая сторона речи. Во время работы в данном направлении, обращаем внимание на то, чтобы ребенок чувствовал себя раскованно и свободно. Особое внимание уделяем дыханию. Область активной работы в физиологическом процессе отводится диафрагме. Осанка должна быть прямой, плечи развёрнуты. Ребенку дается установка, прежде чем он начнет говорить, ему необходимо подумать, как правильно сформулировать свою мысль. Детям следует объяснить, что для того, чтобы начать беседу, необходимо составить внутренний план: начало, середина и конец. Какую главную мысль они хотели бы передать собеседнику. Отсюда строится и работа над темпо-ритмической стороной речи. Речь должна быть планомерной и свободной, с нормальным темпо-ритмическим построением. Во время работы над пересказом, составлением творческих рассказов, рассказыванием стихотворений необходимо также обращать внимание на темпо-ритмические компоненты речи. Одним из качеств хорошей речи является ее ритмическая выразительность.
Публикация «Консультация для родителей „Формирование темпо-ритмической стороны речи в развитии речи дошкольников с ОНР 5–6 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Старшая группа
- Темочки
Темп речи играет важную роль в ее формировании и восприятии. Для нормальной разговорной речи характерно произношение 5-6 слогов в секунду. Резкие отклонения темпа речи от средних величин (как ускорение, так и замедление) мешают восприятию смысла высказывания, могут привести к снижению разборчивости речи.
Другой важной характеристикой является ее ритм – последовательное чередование элементов речи, имеющих смысловое или выразительное значение. Такая упорядоченность речи делает ее музыкальной и мелодичной. Большое значение для нормализации темпа и ритма речи имеет выполнение специальных упражнений с использованием слухового контроля и ритмических движений (ходьба, хлопки, притопывание, прыжки).Для формирования у детей с речевыми нарушениями правильных темпо-ритмических навыков предлагаем комплекс развивающих упражнений.
Основные рекомендации:
- упражнения выполняются с четкой артикуляцией;
- с равномерным распределением выдоха;
- соблюдая умеренный темп;
- синхронизируя произнесение и движение.
Комплекс упражнений на совершенствование темпа и ритма речи
Упражнение №1.
Ходьба на месте и по кругу в медленном темпе. Произносить слитно звуки, затем слова (счет, дни недели, месяцы, фразы (чистоговорки, пословицы).
а – у – а – у – а – у
- Кукушка кукушонку купила капюшон.
- Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!
Карл у Клары украл кораллы,
- А Клара у Карла украла кларнет.
- Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
Упражнение № 2.
Прыжки вправо – влево на правую и левую ногу. Произносить на выдохе
упа – опа – ипа – эпа
уп – ап – оп – эп
па – по – пу – пы
Упражнение № 3.
Слитное произнесение слов и дирижирование в такт проговариванию.
песня гусеница
бублик глобус
кепочка здоровье
дудочка здравствуй
пароход правило
Упражнение № 4.
Воспроизвести ритм стихотворения, играя с мячом.
Мой
Веселый
Звонкий
Мяч.
Ты
Куда
Помчался
Вскачь?
Желтый,
Красный,
Голубой,
Не угнаться
За тобой.
(С. Маршак)
Упражнение № 5.
Прослушать любой музыкальный ритм. Прохлопать (прошагать) этот ритмический рисунок. Затем прохлопать и прошагать одновременно.
Упражнение № 6.
Маршируя, произнести текст стихотворения.
Дятел сел на толстый сук
Тук да тук, тук да тук!
Всем друзьям своим на юг
Тук да тук, тук да тук!
Телеграммы дятел шлет,
Что весна уже идет,
Что растаял снег вокруг:
Тук да тук, тук да тук!
Дятел зиму зимовал,
Тук да тук, тук да тук!
В жарких странах не бывал!
Тук да тук, тук да тук!
И понятно, почему,
Скучно дятлу одному, без друзей и без
подруг.
Тук да тук, тук да тук!
Успехов вам!